28.08.2013
28 Авг 2013

Люди из стали. Часть 6: Александр Оффреди

Сегодняшний выпуск «Людей из стали» — информационного проекта, который мы ведем совместно с нашими друзьями со «Штандарта» — будет коротким. Смерть Александра Оффреди и рождение Колумба разделяют почти 250 лет, и полулегендарного «купца из Ла-Рошели», о котором мы не так много знаем, на первый взгляд, никак нельзя увязать с темой нашего проекта. И тем не менее…

Люди из стали. Часть 6. Александр Оффреди — человек, опередивший время.

 

Это было время, когда корабли строились из дерева,
а люди, ими управлявшие, были выкованы из стали.

 

aufredy-1Александр Оффреди не был первооткрывателем. Он и мореплавателем не был, и никогда не слышал о Колумбе, Магеллане или Картье — современниками Оффреди были Ричард Львиное Сердце, Филипп Второй и Фридрих Барбаросса. Зная судьбу «купца из Ла-Рошели», поверить в это сложно. Его история легко вписалась бы в эпоху Великих Географических Открытий, а вот в реалиях средневековой Европы времен третьего Крестового Похода она смотрится странно и даже неправдоподобно…

Об Александре Оффреди известно немного. Мы не знаем, когда и где он родился, как сколотил свои первые деньги. Однако в последнем десятилетии XII века он вместе с супругой Перниллой жил в Ла-Рошели в собственном каменном доме (что свидетельствует о богатстве и высоком социальном положении семьи) и владел довольно крупной торговой компанией, в собственности у которой было несколько кораблей.

Ла-Рошель XII—XIII веков была перевалочным пунктом для многих торговых судов из Англии, Голландии, Испании и Италии, предоставляя им убежище от нередких в Бискайском Заливе штормов. Но местные купцы традиционно были вовлечены лишь в локальную торговлю, продавая вино, соль и сыр в других портах на атлантическом побережье Франции, а также иноземным гостям. Их корабли не были приспособлены для далеких морских путешествий — все, кроме кораблей Оффреди. Талантливому предпринимателю было тесно в рамках местных традиций. И, торгуя, как и его собратья по ремеслу, солью и вином, Оффреди не переставал мечтать о чем-то большем.

800px-Europe_Mediterranean_Catalan_AtlasВ 1196 году Александр Оффреди вложил все свое состояние в снаряжение флота из семи крупных кораблей, специально построенных для дальних морских походов. Купец заполнил трюмы своих судов все теми же местными сырами и вином, а также мешками с солью, и отправил их — в Африку. Здесь необходимо отметить, что для жителей Ла-Рошели XII века Африка была не географическим, а, скорее, мифологическим понятием. Конечно, слухи о южном континенте доходили сюда от возвращавшихся из Святой Земли крестоносцев и пилигримов, но на картах того времени Африка по-прежнему находилась где-то между Иерусалимом и раем. Торговцы и мореплаватели знали о географии загадочного континента намного больше, чем обыватели, и, тем не менее, ни один купец из Ла-Рошели африканского берега никогда не видел… Поступок Оффреди совершенно не вписывается в логику мышления средневекового человека, руководствовавшегося традициями, историей своей семьи, не склонного к переменам, опасающегося всего нового. Другие торговцы ожидаемо восприняли предприятие своего собрата как проявление болезни или сумасшествия — рискнуть всем, и ради чего?

Корабли Оффреди должны были вернуться через год и сложить к ногам купца богатства сказочного континента. Но не вернулись. Не появились они в гавани Ла-Рошели и через два года, и через три. Александр Оффреди рискнул всем — и проиграл, потеряв все. Он был вынужден продать дом и все имущество, и оказался, вместе с супругой, которая его не бросила, на улице, в рядах городских нищих. Александр и Пернилла были вынуждены просить подаяния и ночевать на улицах либо в ночлежках монастырей Ла-Рошели. Скорее всего, они бы и умерли в нищете, и мы вряд ли узнали бы историю «купца из Ла-Рошели», если бы не случилось чудо.

larochelleВ 1203 году, через семь лет после начала своего путешествия, корабли Оффреди вошли в гавань Ла-Рошели. Все семь кораблей уцелели, и трюмы всех оказались набиты золотом, серебром и ценнейшими породами дерева. Точный маршрут флота неизвестен, — по одним данным, он дошел до юга современного Марокко, по другим, после долгих странствий прибыл в Александрию.  Руководителю экспедиции Оффреди понадобилось немало времени, чтобы найти своего работодателя среди городских попрошаек и доложить ему об успешном завершении путешествия. В один день Александр Оффреди из нищего превратился в самого богатого человека в городе, а возможно, — и во всей Франции. И именно в этот момент, во второй раз в своей истории, — купец продемонстрировал, насколько он опередил свое время, насколько нестандартно для своего века мыслил.

Познавший на собственной шкуре бремя нищеты, Оффреди не стал развивать свой успех. Напротив, щедро наградив команду, он продал свои корабли, и посвятил остаток своих дней… благотворительности. Да, именно в современном смысле этого слова! Оффреди не стал жертвовать деньги церкви или вкладываться в сооружение храмов. Вместо этого он на собственные деньги строит и оборудует приюты для нищих и больных, оплачивая их содержание. Он привлекает самих бедняков к стоительным работам, предоставляя им возможность зарабатывать на жизнь. Госпиталь Святого Варфоломея, построенный на средства Оффреди, существует по сей день.

История Александра Офредди похожа на сказку. Семь кораблей, семь лет ожидания, сокровища Африки… Вот только наследие великого торговца вполне реально — построенные им больницы и приюты не похожи на мираж, его именем названа улица и целый район в старом городе Ла-Рошели, — а такое все же редко случается со сказочными персонажами.

Александр Оффреди не был первооткрывателем. И мореплавателем не был. Он просто был человеком, намного опередившим свое время и в чем-то предвосхитившим Эпоху Великих Географических Открытий, а, может, и наш с вами век. И свое место в ряду «Людей из Стали» он точно заслужил.

 

Материал подготовили

Ксюша, волонтер «Штандарта»
Даня, компания «Полветра»

 

Основная цель проекта «Люди из стали» — образовательная, и мы, команда «Штандарта» и компания «Полветра», поддерживаем и приветствуем распространение выпусков нашей исторической серии на других онлайн-ресурсах и сайтах. Тем не менее, этот проект авторский и уникальный, и мы просим упоминать его создателей при копировании этих материалов и давать ссылки на оба источника — polvetra.ru | shtandart.ru. Спасибо!

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий