07.10.2013
07 Окт 2013

Люди из стали. Часть 14: Жан-Батист Шарль Буве де Лозье.

На заре эпохи Великих географических открытий мореплаватели прокладывали свои маршруты, опираясь только на свои догадки и уповая на удачу. Колумб отправлялся в свое первое путешествие, не зная точно, что ждет его за горизонтом — и нашел Америку. Диаш двигался на юг вдоль Африки, не зная, есть ли конец у этого берега, — и открыл мыс Доброй Надежды и проход в Индийский океан. В XVIII веке очертания материков и океанов были известны европейцам гораздо лучше — у капитанов этой эпохи были и карты, и более точные навигационные приборы, и свидетельства предшественников. В 1738 году Жан-Батист Шарль Буве де Лозье выходил из Бреста с очень конкретной целью — он шел открывать Южный материк в Атлантическом океане и точно знал, где его искать. В очередном выпуске совместного сo «Штандартом» информационного проекта «Люди из стали» — история его путешествия.

Люди из стали: Шарль Буве де Лозье — в поисках Новой Европы.

Это было время, когда корабли строились из дерева,
а люди, ими управлявшие, были выкованы из стали.

Карты мира XVIII века по своим очертаниям уже напоминали современные — европейцы неплохо себе представляли береговую линию Африки, Азии, обеих Америк. Уже была отрыта Австралия и описаны множество островов Океании. Единственными белыми пятнами оставались Арктика и южные широты трех океанов — Атлантического, Индийского и Тихого. Где-то там находился загадочный Южный материк (геоографы с богатым воображением даже регулярно наносили его на карту — в произвольных местах). Во-первых, он просто должен был существовать — представить себе, что на таких огромных территориях нет ни одного значимого участка земли, было сложно. Во-вторых, Южный материк уже был однажды открыт — французом Бино де Гонневиллем, дневники которого (а их подлинность тогда никто еще не ставил под сомнение) служили неоспоримым доказательством существования материка.

BouvetНеудивительно, что именно французы прилагали максимум усилий к поиску заветной земли. В 1733 году молодой французский лейтенант Ост-Индийской компании Жан-Батист Шарль Буве де Лозье предложил своим нанимателям план экспедиции на юг Атлантики. Буве был буквально одержим легендой о Южном Континенте и умолял о чести возглавить исследовательскую экспедицию, пообещав найти земли, где компания могла бы разместить торговые перевалочные базы. Мореплаватель, сделавший стремительную карьеру от клерка на верфях в Сен-Мало до капитана, был на хорошем счету у начальства, и, тем не менее, рассмотрение его просьбы заняло почти 5 лет. Решающим аргументом стало предполагаемое расположение Южного материка — Шарль Буве был уверен, что найдет его в сороковых широтах Атлантического океана, а значит, климат в новых владениях Франции будет максимально схож с европейским. В 1738 году два корабля — «Мария» и «Эйгл» — под командованием молодого капитана вышли из Бреста и взяли курс на юг — Буве отправился на поиски вожделенной земли, губернатором которой он уже почти себя ощущал, ибо «Новая Европа должна принадлежать тому, кто первым осмелиться открыть ее».

ship-in-mistВ ноябре 1738 года французы сделали короткую остановку на острове Святой Катерины в Бразилии, после чего взяли курс на юго-восток. Спустя две недели корабли вошли в туман, такой густой, что приходилось постоянно стрелять из пушек, чтобы не потерять друг друга. Из-за встречного ветра корабли продвигались вперед медленно, и вынуждены были лавировать, рискуя столкнуться в тумане. К 5 декабря туман сгустился до такой степени, что находящиеся на борту «Марии» слышали, как «Эйгл», шедший совсем близко, рассекает воду, но не могли его разглядеть.

Туман рассеялся только через две недели, но ему на смену пришла новая опасность — айсберги. Несмотря на возможность столкновения с ледяными глыбами, Буве решил продолжить движение. Чтобы поддержать увереность в своих матросах, он убеждал их, что встреча с айсбергом – это хороший знак, — и они непременно в скорости обнаружат сушу.

Экипаж не был готов к плаванию в холодных широтах. В своих отчетах Буве писал: «Сорок дней мы шли среди льдов, нас сопровождал снег и град. Корабль заносило снегом, паруса и ванты обледеневали. Холод был мучителен для людей, привыкших к теплому климату, и плохо одетых. Многие обмораживали ноги и руки. Один матрос замерз почти до смерти на фор-стеньге, когда его послали, чтобы раздать топсель. Я видел как люди плакали от холода, вытягивая лотлинь из воды.»

bouvet_island_3-го января 1739 года путешественники, наконец, увидели вожделенную землю: крутые скалистые берега, покрытые снегом и льдом. Сильные ветра и паковый лед так и не дали кораблям приблизиться к берегу. Двенадцать дней провел Буве в неудачных попытках высадиться на открытой им земле, а затем принял решение развернуть корабли. Возможно, самое большое мужество потребовалось французу именно для того, чтобы после всех пройденных препятствий признать неудачу, и отказаться от своей мечты. Шарль Буве назвал открытую им землю Мысом Обрезания Господня, посчитав ее северной оконечностью Южного материка.

map1739По возвращению во Францию, Буве предоставил Ост-Индийской компании отчет, в котором описал Южную землю, как непригодную для размещения торговых баз — в силу климатических условий — мечтам о Новой Европе не суждено было сбыться. Несмотря на неудачу, Буве был встречен с почетом, продолжил карьеру в Ост-Индийской кампании и впоследствии стал губернатором острова Реюнион и Маврикия. Интересно, что именно оттуда в 1771 году отправится экспедиция Марион-Дюфрена, который вновь будет искать Южный материк — на этот раз, в Индийском океане.

Мыс, открытый Буве, удалось обнаружить только в 1808 году — он оказался северной оконечностью небольшого острова, который ныне принадлежит Норвегии и носит имя своего первооткрывателя. При площади всего около 60 квадратных километров, остров Буве считается одним из самых удаленных от материков островов в мире — почти на тысячу миль во все стороны от него нет ни единого клочка земли. Bouvet-LocationТо, что корабли Шарля Буве вышли к этому берегу, можно объяснить только сверхъестественным везением. И кто знает, как бы сложилась судьба героической экспедиции, не окажись у нее на пути этого крохотного островка.

Материал подготовили

Ира, волонтер «Штандарта»
Даня, компания «Полветра»

 

Основная цель проекта «Люди из стали» — образовательная, и мы, команда «Штандарта» и компания «Полветра», поддерживаем и приветствуем распространение выпусков нашей исторической серии на других онлайн-ресурсах и сайтах. Тем не менее, этот проект авторский и уникальный, и мы просим упоминать его создателей при копировании этих материалов и давать ссылки на оба источника — polvetra.ru | shtandart.ru. Спасибо!

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий