08.09.2013
08 Сен 2013

Люди из стали, часть 8: Тур Хейердал

Сегодняшний совместный со «Штандартом» выпуск «Людей из стали» посвящён нашему современнику. Впрочем, не удивляйтесь. Вы наверняка до сих пор думали, что наша планета изучена и измерена вдоль и поперёк, и профессия «первооткрыватель» осталась в истории. Однако, и в наши дни можно отыскать белые пятна неизведанных земель, где ещё не бывали люди. Но речь пойдёт не об этом. Мы расскажем о человеке, который в ХХ веке отважился стать путешественником из прошлого, какими становимся и мы с вами, каждый раз отправляясь в море на «Штандарте». Наш сегодняшний герой — норвежский исследователь, великий путешественник Тур Хейердал.

Люди из стали, часть 8: Тур Хейердал — мореплаватель, историк, мечтатель

 Это было время, когда корабли строились из дерева,
а люди, ими управлявшие, были выкованы из стали.

kinopoisk.ru

Весь мир узнал этого светловолосого человека в 1947 году, когда с пятью спутниками Тур отважился пересечь самый грозный из океанов — Тихий — на плоту из брёвен, носящем имя «Кон-Тики». Экспедиция, продлившаяся 101 день, доказала, что древние люди из Южной Америки могли достигать островов Полинезии и поселяться там, давая начало новым цивилизациям.

Хейердала с юности занимали науки о Земле. Выбрав зоологию и географию для изучения в университете, со временем он заинтересовался этнографией. 23-летний норвежец с молодой женой отправляется на один из островов в Тихом океане — остров Фату-Хива, самый южный из Маркизских. Молодые люди из цивилизованной Норвегии, не имея с собой никаких средств, обеспечивающих комфорт европейца, прожили целый год бок о бок с почти первобытными полинезийцами, чтобы почувствовать на собственном опыте всю жизнь в её первозданном смысле. Это был 1937 год. Жизнь в европейских городах того времени теперь и нам кажется почти первобытной — ведь даже телефон и электричество были не везде. В 2013 году убежать от цивилизации намного сложнее. Тем более ценным может оказаться для нас опыт плавания на «Штандарте». Но — об этом потом, а сейчас — о неугомонном Туре Хейердале, который, доказав всему миру, что Тихий океан во все времена можно пересекать на плоту, погрузился в дальнейшие исследования прошлого и настоящего.

pashiХейердал отправляется на остров Пасхи, где делает несколько важных открытий и реконструирует события, происходящие на этом острове в разные времена. Он пишет книги, больше популярные, чем научные, и они становятся бестселлерами, в то время как в научном сообществе теории Хейердала зачастую называют «сумасшедшими».

В 60-е годы Тур обращается к исследованию Южной Америки. Изучив археологические и ботанические находки в разных уголках Атлантики, норвежец задумывается о том, что в древние времена, до появления инкской цивилизации, мореплаватели из Африки могли пересекать Атлантику и заселять Южную Америку. Вопреки распространенной теории изоляционизма, утверждающей, что цивилизации на разных материках развивались независимо друг от друга, Тур смело заявляет, что океаны с их ветрами и течениями — это прекрасные дороги, соединяющие народы, и так было во все времена. В научном сообществе это снова вызывает большие сомнения. Решение появляется незамедлительно — чтобы что-то доказать, надо сделать это самому. Так появляется идея строить «новый древний» корабль и идти на нём через океан, используя попутное Канарское течение.

thor_raХейердал, как и всегда, готовится к задуманной экспедиции основательно. Он изучает барельефы и рисунки Древнего Египта, где изображены лодки из известного каждому школьнику папируса. Вы знаете, что такое папирус? Когда мы слышим это слово, перед нами возникают образы древних египтян, изображенных на свитках из папируса, вроде древнерусских берестяных грамот. А теперь представьте, что вы решили отправиться через океан на лодке из бересты или папируса… Для этого нужно большое мужество и сильное намерение. Папирус в действительности — это высокое травянистое растение с толстыми стеблями, обладающими повышенной прочностью и плавучестью. Древние египтяне использовали папирус не только для изготовления бумаги, но и строили из него лодки, плели корзины, веревки и даже делали паруса. Знание об этом и использовал при строительстве нового судна Тур Хейердал.

Итак, в 1969 году папирусная лодка построена африканскими мастерами на озере Чад и перевезена в порт Сафи в Марокко, где уже собирается команда смельчаков. Команда на этот раз была необычной — Тур намеренно подобрал экипаж, в котором собрал представителей разных рас, национальностей, религий и политических убеждений. Хейердал был убеждён, что перед лицом опасности все распри между народами будут забыты в пользу сотрудничества и взаимопомощи. Так и произошло.

ra_crew3Лодка была названа по имени древнеегипетского бога Солнца — «Ра». Одним из членов экипажа становится советский учёный и врач — Юрий Александрович Сенкевич. Являясь исследователем поведения человека в экстремальных условиях — в космосе, в Антарктиде, в условиях изоляции — он прекрасно «вписывается» в команду наравне с итальянским кинооператором, американским штурманом, мексиканским антропологом и другими. Всего 7 человек, которых объединяет неиссякаемая энергия Тура Хейердала.

heyer_senkevichИменно экспедиции с Туром Хейердалом позже приведут Юрия Сенкевича в дом каждого советского и русского человека. «Добрый день, дорогие товарищи, дорогие любители путешествий»… — каждую неделю в доме тех, у кого был телевизор, раздавались такие слова, произнесённые голосом Сенкевича. Люди не пропускали ни одного заседания «Клуба путешественников», ведь для большинства людей советского периода это была возможность увидеть мир. Сенкевич лично участвует в экспедициях к Северному полюсу, на Эверест, посещает множество стран, рассказывая об этом соотечественникам.  Кроме того, в программу приглашаются выдающиеся исследователи и путешественники — Тим Северин, Бернгард Гржимек, Жак-Ив Кусто, Фёдор Конюхов и другие. И конечно, Тур Хейердал. В 1989 году выходит программа об экспедиции к берегам Шпицбергена на поморских кораблях — коче и ладье, в которой принимал участие капитан «Штандарта» Владимир Мартусь.

«Клуб путешественников» выходил на «голубые экраны» с 1960 года, с 1973 по 2003 все передачи вёл Юрий Сенкевич. 10 лет назад, 25 сентября 2003, Юрия Александровича не стало. Он ушёл из жизни прямо на рабочем месте, оставшись в памяти человеком, познакомившим нас с планетой. До конца дней Сенкевич оставался близким другом Тура Хейердала.

В мае 1969 года «Ра» выходит из древнего финикийского порта Сафи, который находится в Марокко, немного южнее Касабланки. За 2 месяца плавания папирусное судно  преодолевает 2700 морских миль, подвергаясь штормам, ветрам, а в штилевую погоду несомый течением. Папирус, вопреки заявлениям ученых, проявляет превосходные плавучие свойства. Однако, к концу путешествия ошибки конструкции привели к тому, что  лодка стала разрушаться и погружаться в воду. Путешественникам пришлось отказаться от продолжения плавания, примерно на расстоянии недели пути от Барбадоса.

ra2_crewОднако Тур Хейердал и его спутники не сдались. Тур, понимая, что египтяне обладают большим опытом в хождении на папирусных судах по спокойной речной воде, обращается к опыту индейцев аймара с озера Титикака в Южной Америке, которые тоже умеют вязать лодки из папируса (и это ещё одно доказательство связи цивилизаций!).
Уже через год, в 1970, интернациональная команда снова собирается в Марокко, чтобы начать ещё одну экспедицию на папирусной лодке под названием «Ра-2». И теперь его ждёт удача. Несмотря на огромные волны, раскачивавшие и заливавшие 12-метровую лодку, на то, что ни один из путешественников не обладал достаточным опытом работы с парусом, — увлекаемый течением и подгоняемый ветрами «Ра-2» через 57 дней завершил плавание, достигнув острова Барбадос.

Прочитать об обоих путешествиях можно в удивительных книгах Тура Хейердала «Экспедиции на «Ра» и «На «Ра» через Атлантику» Юрия Сенкевича. Часть пути «Ра» и «Ра-II» пройдёт и «Штандарт» на пути от Марокко к Канарским островам.

tigris_burned_aloneТур Хейердал на достигнутом не остановился. После атлантических экспедиций он стоит ещё одну папирусную лодку, «Тигрис», чтобы доказать возможность перемещения в Персидском заливе, и сжигает её в знак протеста против военных действий в том регионе.

Затем он исследует Мальдивские острова, а в 1991 отправляется на Канары, где доказывает, что пирамиды — это не горы камней, а настоящие древние сооружения, ориентированные по звёздам. Мы, оказавшись на Канарских островах в декабре, обязательно увидим эти пирамиды!

Тур Хейердал скончался в 2002 году, оставив после себя огромное наследие теорий, подтверждённых практикой. И, если многие ученые до сих пор считают исследования и выводы норвежца «псевдонаучными», то, по крайней мере, мы точно знаем, что есть множество людей во всём мире, которые изучают нашу планету благодаря Туру Хейердалу и его энергии, пробуждающей интерес к науке о Земле и нас — её обитателях.

Хейердала по праву можно назвать первооткрывателем. Он положил начало новой эпохе в истории, географии, этнографии. История на практике. Казалось бы, такое сочетание невозможно без непридуманной пока что машины времени. Однако, и Тур Хейердал, и все его последователи, ходившие и ныне выходящие в море на разнообразных исторических кораблях, получают именно такую возможность. Вы тоже можете приобщиться к практической истории, если отправитесь с нами в плавание на «Штандарте»!

«…что мне, казалось бы, до древних мореходов? А вот вспомню о них — и радуюсь, и горжусь, что повторяю их маршрут», — Юрий Сенкевич, «На «Ра» через Атлантику».

 

Материал подготовили

Ольга, волонтер «Штандартa»

Основная цель проекта «Люди из стали» — образовательная, и мы, команда «Штандарта» и компания «Полветра», поддерживаем и приветствуем распространение выпусков нашей исторической серии на других онлайн-ресурсах и сайтах. Тем не менее, этот проект авторский и уникальный, и мы просим упоминать его создателей при копировании этих материалов и давать ссылки на оба источника — polvetra.ru | shtandart.ru. Спасибо!

 

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий