06.05.2020
06 Май 2020

Люди из стали. Часть 18. Виллем Янсзон

Память потомков и признание – очень временами несправедливая вещь. В случае с первооткрывателями это точно так. Одни имена у всех на слуху, в честь кого-то и материки называют, а про других мало кто слышал – даже если их вклад в знания человечества о географии собственной планеты был очень заметным. Голландец Виллем Янсзон из последних – сначала сделал великое открытие, и сам его не осознал, потом был уверен, что открыл новые земли – и ошибся. И в памяти потомков Янсзон точно не стоит в одном ряду с Куком, Колумбом и Магелланом. Стараемся в меру сил исправить эту ситуацию, посвящая голландцу очередной выпуск информационного проекта «Люди из Стали».

Люди из стали: Виллем Янсзон. Недооцененное открытие

Это было время, когда корабли строились из дерева,
а люди, ими управлявшие, были выкованы из стали.

В конце XVI века европейцы отнюдь не стремятся просто познавать мир, открытия ради открытий никого не прельщают. О заокеанских территориях становится известно все больше, но интерес представляет прежде всего прибыль – и всё равно, достигнута она торговлей или откровенным грабежом. Торговые флотилии с военным потенциалом создавались всеми крупными торговыми компаниями того времени одна за другой. А сами эти компании были побогаче многих государств и содержали на своем балансе полноценные армии. Экспедиции были опасными, возвращалась лишь треть судов, моряки становились жертвами цинги и несчастных случаев, но выгода превосходила любые издержки, и все новые корабли сходили со стапелей. В 1587 году шестнадцатилетний голландец Виллем Янсзон поступил на морскую службу в Голландскую Ост-Индийскую Компанию – которой в итоге посвятит почти всю жизнь.

К тридцати годам, после нескольких плаваний в Ост-Индию в качестве штурмана и помощника капитана, он получил под командование корабль. Когда в 1605 году совет компании решил отправить два судна на исследование вероятных новых земель, выбор пал на Янсзона и судно Duyfken под его командованием. Считалось, что в Южном полушарии должен находиться материк, уравновешивающий материки северного полушария – европейские мореплаватели будут искать его еще 200 лет после Янсзона, но именно он был одним из первых посланных на поиски большой новой земли.  Duyfken («Голубка») вполне отвечала своему названию — это легкое и быстрое судно всего 20 метров в длину и 6 метров в ширину, было предназначено для перевозки небольшого, но ценного груза, и имело команду немногим более 20 человек.

19 ноября 1605 года «Голубка» под командованием Янсзона покинула  Бантам (ныне Джакарта), где располагалась штаб-квартира Ост-Индийской компании и отправилась в сторону Новой Гвинеи.  Уже 26 февраля Янсзон высадился на мысе Кейп-Йорк – так его, правда, назовет только Кук, через 150 лет. При подходе к Австралии Янсзон не обратил внимание на пролив, отделяющий последнюю от Новой Гвинеи, сочтя его глубоким заливом. И поэтому был уверен, что он всего лишь высадился на необследованном еще мысу острова Новая Гвинея.

Земли эти он нашел совершенно бесперспективными для торговли: местность была болотистой, а аборигены — агрессивным. Экспедиция прошла 320 километров вдоль побережья, проникнув вглубь материка всего километров на 10. Но именно составленная при этом карта позволяет сказать, что Виллем Янсзон действительно высаживался в Австралии – первым из европейцев.

В стычках с местными жителями экспедиция потеряла несколько человек, коммерческая бесперспективность выглядела очевидной, так что через полгода после высадки Янсзон покинул побережье Австралии, дав разведанному участку суши имя в честь голландской провинции – Новая Зеландия – и без намерения возвращаться. Четверть века спустя другой голландец Абель Тасман присвоит то же имя вновь открытому острову – и там оно приживется больше. Великое открытие Янсзона – незамеченное им самим – никак не сохранится и в памяти потомков.

В 1618 году Виллем Янсзон все же решил, что совершил открытие — Cloate’s Island, но, к сожалению для мореплавателя, этот кусок земли незадолго до этого уже был нанесен на карты соотечественником и сослуживцем по Компании – Ленартом Якобзоном). Причем не совсем правильно – и история полумифического острова (на самом деле – полуострова на западном побережье Австралии) получит долгое продолжение.

Открытие материка – серьезное дело, но даже и без него Янсзон внес свой серьезный вклад в историю открытий, оставив после себя немало подробнейших и очень толковых карт земель и островов, до этого известных европейцам лишь приблизительно. Но даже на родине и в «родной» для него компании запомнят его другим – военным моряком, захватывающим английские суда, командующим огромной голландской эскадрой в конфликте против Португалии, дипломатом, губернатором принадлежащих Ост-Индийской компании земель – но совсем не исследователем мира. Виллем Янсзон не понял, какого масштаба открытие он совершил, и честь нанести на карты новый континент не досталась Нидерландам. Однако именно такие люди как он долгое время позволяли маленькому королевству играть роль одной из  господствующих на море держав.

Материал подготовила: Арсения Буркова

Редакторы:
Кобби и Даня, компания «Полветра»

Основная цель проекта «Люди из стали» — образовательная, и мы поддерживаем и приветствуем распространение выпусков нашей исторической серии на других онлайн-ресурсах и сайтах. Тем не менее, этот проект авторский и уникальный, и мы просим упоминать его создателей при копировании этих материалов и давать ссылки на сайт polvetra.ru Спасибо!

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий