Под флагом традиций / июль 2017

КОРОТКО О ГЛАВНОМ
Акватория: Нидерланды: IJsselmeer, Waddenzee, внутренние каналы.
Даты: 10 — 17 июня 2017.
Маршрут: Harlingen — Sneek — Enkhuizen — Texel — Terschelling — Harlingen
Яхты: лемстерааки (плоскодонки) Brave Hendrik
Капитан: Александр Драгони
Цена с участника: 900 евро (включено все, кроме билетов).

IMG_7997_stitch

Недельное парусное путешествие по внутренним и территориальным водам Голландии на традиционных деревянных плоскодонных яхтах.

Акватория

Старт и финиш запланированы в яхтенной гавани городка Харлинген, в провинции Фрисландия.
Сам маршрут проложен по трем интереснейшим голландским акваториям.

Первая – внутреннее опресненное голландское «море», а вернее, искусственное озеро Айсселмеер (IJsselmeer). Это озеро, будучи самым крупным пресноводным водоемом Западной Европы, имеет интересную историю. Еще менее века назад на месте Айсселмеера находился залив Северного моря под названием Заудерзее (Zuiderzee, Южное море, в переводе с голландского). В 1932 году в рамках голландской программы по борьбе с наводнениями и увеличению сельскохозяйственных площадей залив был отгорожен от Северного моря. Часть Заудерзее была осушена и превратилась в самую молодую, двенадцатую провинцию Нидерландов (Флеволанд), другая часть в результате постепенного опреснения стала озером.

Не ограничивая себя пресными водоемами, мы выйдем в Ваттово море (Waddenzee или Wattenmeer, как называют его в Германии) – участок Северного моря, отделенный от «большой воды» цепочкой фризских островов. Это море известно среди моряков своими коварными мелями и сильными приливными течениями, которые делают большую часть Ваттова моря опасной или даже недоступной для судоходства. Благодаря этому факту в определенных частях моря дикая природа оказалась практически не тронута человеком и сохранилась в своем первозданном виде. Три года назад две трети Ваттова моря были включены в список Всемирного Наследия Юнеско. Наш маршрут не затронет «диких» участков Ваттова моря, но и в тех районах, где мы побываем, шансы встретить представителей местной фауны (например, тюленей) очень высоки. Традиционные голландские плоскодонные лодки строились именно для того, чтобы ходить по здешним водам, так что нам мели Ваттова моря будут не страшны.

afsluitdijk_SnapseedВаттово море отделено от Айсселмеера внушительной дамбой, которая заслуживает того, чтобы сказать о ней несколько слов. Строительство 32-километрового Афслаутдайка (Afsluitdijk, буквально «запирающая дамба») продолжалось 16 лет, не прекращаясь ни на день. Возникшее в результате сооружение с 1932 года и до недавнего времени являлось самой длинной морской дамбой в мире (недавно китайцы построили дамбу длиннее). Сообщение между морем и Айсселмеером происходит через две системы шлюзов, расположенные в разных концах дамбы.

Третья акватория нашего маршрута – внутренние каналы и озера Фрисландии. Уникальность этих мест в том, что любой населенный пункт здесь доступен с воды. Мы пройдем непосредственно через несколько фризских деревень и городков, до которых редко добираются туристы, и сможем понаблюдать за их жизнью прямо с палубы яхты.

Лодки

_001 Jack TolГолландцы очень гордятся своими плоскодонными парусниками. В стране до сих пор на ходу сотни кораблей разного размера, построенные более века назад; за ними ухаживают, их берегут и поддерживают в рабочем состоянии. Каждый год на воду спускаются новые плоскодонки. Собирательное название всех кораблей такого типа в Голландии – «коричневый флот» — пошло от традиционного цвета парусов, которые вымачивали в дубовом отваре для повышения прочности и долговечности. Сегодня большинство лодок ходят под белыми парусами, хотя находятся и владельцы, поддерживающие традиции. Отличительные черты этих яхт – относительно невысокая мачта, наличие поднимаемого бушприта, гафельное парусное вооружение и шверты, напоминающие крылья, по обоим бортам. В зависимости от курса относительно ветра, один из швертов можно опускать в воду, повышая устойчивость лодки. Голландцы выделяют более 40 типов плоскодонок (практически в каждом городке Фрисландии строили свои уникальные лодки, храня конструкционные секреты в тайне и передавая их из поколения в поколение), и запомнить их все совершенно невозможно. Мы пойдем в море на лемстераках (Lemster aak, плоскодонка типа ‘aak’ родом из Леммера) – едва ли не самых удачных и популярных плоскодонках. Лемстераки, в отличие от многих других типов парусников, никогда не использовали для рыбной ловли, и их отличает комфортно организованное внутреннее пространство. У них относительно небольшой кокпит, но это компенсируется огромной и доступной палубой. Ах, да, мы забыли упомянуть едва ли не самое главное – все эти яхты деревянные! Внутри Лемстераки вполне похожи на современные круизные яхты – камбуз, гальюны, каюты, обширная кают-компания. Про интерьеры рассказывать не будем, но они наверняка произведут на вас впечатление.

Постоянный «коричневый флот» компании «Полветра» состоит из трех лемстерааков — «Бравого Хендрика» (1917 года постройки), «Белого Моржа» (1926) и «Черной Розы» (1954). На этих трех кораблях (назвать их «лодками» язык не поворачивается) мы ходим в море по могу раз за сезон, знаем их и очень любим. Это не арендованные чартерные пластиковые яхты, это – наш дом.

Капитаны

Саша Драгони, Даня Симанов и Миша Колманович – капитаны, задействованные практически во всех походах и экспедициях компании “Полветра”, (многие из которых они же, кстати, и придумывают). И очень часто они ходят в море вместе. За годы таких походов взаимодействие оттачивается до автоматизма, а взаимопонимание выходит на тот уровень, когда можно обходиться без слов. Выходить в море под командованием этих трех капитанов безопасно, интересно и – что греха таить? – очень весело.

Примерный маршрут по дням

(может меняться в зависимости от погодных условий):

IMG_7013Четверг, 13 августа
Прилет, организованный трансфер до Харлингена, закупка еды, заселение на лодки, инструктаж.

Пятница, 14 августа
Переход каналами из Харлингена (Harlingen) в Снейк (Sneek) через столицу Фрисландии — Леуварден (Leeuwaarden). Ночевка в марине Снейка.

Суббота, 15 августа
Выход в IJsselmeer через Ставорен (Stavoren), переход до Энкхаузена (Enkhuizen) или Мейдемблика (Medemblik).

Воскресенье, 16 августа
Выход из внутреннего моря IJsselmeer в Ваттово море через шлюзы Ден Увера (Den Oever). Идем на отров Тессел (Texel), ночуем в марине Аудесхилда (Oudeschild)

Понедельник, 17 августа
Стоянка на острове Texel, велосипедная прогулка, исследование острова.

Вторник, 18 августа
Переход на остров Терсхеллинг (Terschelling). Ночевка в марине.

Среда, 19 августа
Переход к точке отправления – Харлинген. Последняя ночевка на лодках.

Четверг, 20 августа
Сдача лодок, трансфер в Амстердам (или аэропорт Амстердама).

Условия участия

Принять участие в этой экспедиции может каждый — никаких ограничений по возрасту или опыту не существует. Главное – ваше желание и ваш интерес. Для новичков это плавание станет прекрасной возможностью познакомиться с парусным делом в его традиционно-историческом понимании, а опытные яхтсмены смогут освоить работу с гафельным парусным вооружением и швертами, почувствовать 25 тонн стали и дерева на румпеле, приобрести навыки управления большой лодкой без киля.

Стоимость участия в экспедиции – 900 евро.

Традиционно в эту сумму включено все, кроме дороги, а именно:

  • аренда и страховка яхты
  • работа шкипера
  • питание и напитки на борту
  • финальная уборка лодки внутри и снаружи
  • оплата стоянок по ходу маршрута
  • расходы на топливо и пресную воду

В цену не включены

  • авиаперелет и трансфер из аэропорта и в аэропорт
  • питание на берегу (по желанию)

Для участия в плавании вам потребуется действующая шенгенская виза. По вашему запросу мы предоставим вам все необходимые документы для ее оформления.
Наше путешествие не является спортивной регатой, а значит, никакой специальной медицинской страховки вам не потребуется, и базовой страховки, действующей в Турции, будет более чем достаточно.
Чтобы записаться на борт, вам достаточно нажать на соответствующую кнопку ниже, заполнить небольшую анкету и внести предоплату в размере 50% стоимости. Подробные инструкции об оплате вы получите по электронной почте сразу после заполнения анкеты.

 Записаться в экипаж

Немного подробнее о нескольких пунктах на нашем маршруте:

 

1024px-'s_Lands_Magazijn_te_HarlingenХарлинген является своего рода морскими воротами Фрисландии, и именно через него мы выйдем в Ваттово море. Здесь у нас будет уникальная возможность провести ночь, пришвартовавшись к набережной центрального городского канала. Если повезет, то встанем непосредственно напротив какого-нибудь хорошего бара. Местные официанты привычны к такой картине, и зачастую разносят напитки непосредственно в кокпит. В Харлингене стоит красивый маяк, превращенный недавно в гостиницу. В ней всего один номер, и проживание в нем расписано в среднем на полтора года вперед.

 

sneek-waterpoortСнеек – типичный фризский город. Множество каналов, красивый исторический центр, не менявшийся более 500 лет. Прекрасное место для вечерней прогулки. Главная достопримечательность города и его символ – знаменитые Водные Ворота (Waterpoort). А еще, в далеком 1841 году именно здесь открылся первый магазин «C&A», давший начало торговой марке, известной сегодня во всем мире.

 

Леуварден – столица Фрисландии, большой, по голландским меркам, город (население чуть менее 100 тысяч человек). Мы вряд ли будем делать в нем остановку, ограничившись взглядом с воды – но ведь именно так и надо смотреть на фризские города.

 

Ставорен — древнейший город Фрисландии, получивший городские права в самом начале 12 века. Мы не уверены, что будем делать там остановку, но если это случится, то стоит наведаться в кабак в отеле Vrouwe van Stavoren (Ставоренская женщина). Уютный дворик этого бара – еще одно знаковое место для голландских яхтсменов. Названы отель и кабак в честь местной легенды о том, как по вине одной богатой и заносчивой дамы Ставорен превратился из крупнейшего международного порта в провинциальный городок, коим и остается по сей день. Легенду расскажем на месте. В рыбацкой гавани на севере Ставорена часто стоят большие плоскодонки – тридцатиметровые собратья наших лемстераков, и на них интересно будет взглянуть.

enkhuizen-3-385432Энкхаузен – один из самых красивых городов Голландии, и однозначно самый красивый на берегах Айсселмеера. Прекрасно сохранившийся исторический центр (некоторые улицы которого не изменили своего вида с 14го века) и порт, в котором еще 350 лет назад швартовались торговые суда с грузами из Индии и Африки – Энкхаузен способен произвести впечатление на своих гостей. Сегодня этот город привлекает многих путешественников-яхтсменов, являясь для многих из них любимым местом стоянки в Айсселмеере. Очень сложно не плениться красотой Энкхаузена, не проникнуться его почти волшебной атмосферой, и сойдя здесь на берег однажды, сложно удержаться и не пообещать самому себе вернуться, и не раз.

Главная местная достопримечательность — расположенный на расстоянии пешей прогулки от гавани,  «Музей южного моря» представляет собой законсервированную рыбацкую деревню конца 19го века. В деревне жарят рыбу, чинят лодки, работают магазины – посетителям демонстрируются не только предметы быта, но и сам быт. Поучаствовать в плетении канатов, поиграть в старинные голландские уличные игры, угоститься свежекопченой североморской селедкой – прекрасный способ провести несколько часов.

 

Медемблик — еще один древний город на берегах Айсселмеера, всего на 50 лет младше Хинделоопена. У города богатая военная история, о чем напоминает крепость Радбауд, стоящая на мысу рядом со входом в гавань. Крепость неоднократно перестраивалась и сейчас отнюдь не выглядит грозной, однако ее стены не раз спасали местных жителей от нападений пиратов в 15ом и 16ом веках. Сегодня Медемблик знаменит регулярно проводимыми здесь спортивными парусными мероприятиями. Помимо большой регатной гавани в городе можно найти несколько прекрасных магазинов одежды и снаряжения для парусного спорта. Отдельного внимания заслуживают портовые бары Медемблика.

 

texel_sheepНа Тесселе мы встанем в гавани Аудесхилда (Oudeschild) — старого рыбацкого поселка. Большая часть населения Аудесхилда и сегодня занята в рыбном промысле, однако сам поселок знаменит также своей прекрасно оборудованной яхтенной гаванью и так называемым «Музеем Кораблекрушений». На самом деле на острове таких музеев даже два, что неудивительно. Каждую зиму шторма выбрасывают на песчаные пляжи острова обломки кораблей и их содержимое, сорванные буи — все, что море отобрало у людей. Коллекция «морского мусора», собранная в Аудесхилде заслуживает того, чтобы на нее взглянуть.

В зависимости от погоды мы можем принять решение задержаться на Тесселе на целый день. В этом случае у нас будет отличная возможность взять в прокат велосипеды, и немного исследовать этот остров (крупнейший в цепи Фризских островов). Город Бург в центре острова, уникальные дюны и вересковые пустоши в северной части, две местные пивоварни – нам будет, на что посмотреть, и чем заняться.

 

Терсхеллинг, как и другие фризские острова – рай для кайтеров и виндсерферов. В сезон их на остров приезжает тысячи. Еще это единственное место в Голландии, где растет клюква, и местные жители этим страшно гордятся. Попробовать местные клюквенные пироги – почти что обязательная часть программы посещения острова, хотя на наш русский вкус, если честно, ничем особенным они в плане вкуса не выделяются. Здесь же расположен знаменитый маяк Брандарис, которому более 500 лет. Знаменит он не только этим, но и тем, что в нем находится база голландской береговой охраны по Ваттовому морю. Плюс есть голландская марка табака (популярная среди старшего поколения), который тоже так называется, и на пачке изображен этот самый маяк. Рядом с мариной, где мы остановимся на ночь, есть очень приятный ресторан с видом на море — De Walvis (“Кит”)

 Записаться в экипаж