Соль и солод 2017 / Шотландия

КОРОТКО О ГЛАВНОМ
Акватория: Шотландия и Северная Ирландия, Внутренние Гебридские Острова.
Даты: 27 мая – 10 июня 2017 (два недельных этапа).

Маршрут:
1 этап: Largs – Arran (Lоchranza) – Crinan Canal – Jura (Craighouse) – Islay (Port Ellen) – Islay (Bowmore) – Ballycastle
2 этап: Ballycastle – Rathlin Island – Islay (Port Ellen) – Campbeltown – Girvan – Arran (Lamlash) – Largs.

Места, где производят напитки: Arran, Lagavulin, Ardbeg, Laphroaig, Caol Ila, Bunnahabhain, Jura, Bowmore, Bruichladdich, Port Charlotte, Springbank, Glengyle, Glen Scotia, Bushmills, Girvan, Ailsa Bay.

Лодки: Современные яхты Bavaria 45 и Bavaria 46.
Капитаны: Михаил Колманович и Александр Драгони
Главный по виски и по волынке: Виктор Лыков.
Цена с участника: 1900 евро за этап.

«Пошли дурака за скотчем — он принесет клейкую ленту»
Старинная шотландская пословица

 

Есть в морской навигации такой классический и всем известный прием для определения собственного местоположения – пеленг по трем точкам, или “3–point fix”. Находите три заметных объекта на горизонте и их же – на карте, смотрите направления на них по компасу, проводите три линии, и в пересечении получаете свои координаты. Все, в общем, просто, самое сложное – это правильно выбрать и найти эти самые объекты. На Западном побережье Шотландии и в акватории Гебридских островов эта сложность практически отсутствует. Как говорил один очень опытный парусный инструктор и экзаменатор Дэвид Грей, «это единственное место в мире, где для определения своего положения я всегда использую 3-distillery fix». То есть, чтобы понять, где вы, вам не нужны три точки – вам нужны три винокурни (именно они являются наиболее выдающимися ориентирами, и их вокруг в избытке). А иногда и одной достаточно – если вы уже там.

В прошлом, 2016 году мы вместе с нашими друзьями из питерского портового кабака «Fiddler’s Green» осваивали традиционную шотландскую морскую навигацию (определяя свое местоположение на карте при помощи пеленгов на винокурни), гуляя под парусом вдоль Западного побережья Шотландии и Внутренних Гебридских островов. И весьма преуспели в этом деле — ни разу не заблудились.

В 2017-м планы у нас несколько более амбициозные, и экспедиция “Соль и Солод” становится насыщеннее сразу по многим показателям.

Во-первых, расширится география нашего путешествия. В этот раз помимо Шотландии мы зайдем еще и в Северную Ирландию, и сравним винокурню “Bushmills” с традиционными шотландскими островными производствами.

Во-вторых, в этом году мы планируем оказаться на острове Islay (чем-то средним между Меккой и просто раем для любителей благородного солодового напитка) во время ежегодного музыкального фестиваля, которым остров знаменит почти также, как и производством виски. А значит, культурная береговая программа нашей экспедиции становится более насыщенной. Дегустировать будем под музыку.

В-третьих, если в прошлом году нам довелось попробовать только островные виски (Islay и Island), сорта Campbeltown и один Higland, то на этот раз мы добавим к ним немного Lowland и, само собой, ирландского колорита.

Как и в прошлом году, наш маршрут в этот раз проложен так, что мы сможем увидеть и посетить винокурни как крупных и известных брендов, так и производства, значительно менее знакомые широкой публике, продукты которых нечасто покидают Соединенное Королевство и отправляются на экспорт.
16Ну и не забываем, что Шотландия – это, конечно, далеко не только виски. В первую очередь, это удивительная северная природа, красота которой может поспорить с норвежской. Развалины крепостей на древних скалах, суровое море, низкое небо, холодная и кристально чистая вода рек и озер – это земля суровых и сильных людей, и неудивительно, что именно здесь появились и вот уже столетиями производятся напитки, которые мы с вами (моряки, то есть) так любим. И да, местные люди, как и мы, любят ходить под парусом – и яхтенная инфраструктура здесь развита прекрасно. Вместе с полным отсутствием массового парусного туризма это создает очень комфортные и приятные условия для путешествия на яхте.
Здесь вряд ли будет тепло и солнечно. Здесь не будет бесконечных купаний и коктейлей на палубе. Здесь будет покой, тишина и — суровая — красота. Будут соленые брызги на лице и азарт в глазах. Будет чувство плеча и отсутствие страха. И, конечно, — будет глоток виски вечером – в кокпите яхты или у камина в местном пабе, тепло по телу и вот именно здесь и сейчас – возможно, лучшее понимание этого напитка.

Кто бывал, подтвердит. А кто не был, тому повезло еще больше — ведь столько интересного еще впереди. Надо только решиться и шагнуть на борт. Мы вас ждём.

Акватория и логистика

7Западное побережье Шотландии и Внутренние Гебридские острова традиционно считаются сложной для навигации акваторией. Суровая погода, сильные течения и сложнейший фарватер отпугивают многих яхтсменов, и, как следствие, здесь сложно встретить новичков, да и вообще нет толпы. В то же время опасным хождение в здешних водах для опытных капитанов также не является – как на материковой части, так и на островах хватает бухт, где можно спрятаться от непогоды и переждать шторм, а все сложные и мелкие места хорошо промаркированы.
Отсутствие толпы и покой – вообще главные визитные карточки этих мест. На нашем маршруте практически не будет населенных пунктов с населением больше нескольких сотен человек, а иногда мы и вовсе будем бросать якоря в откровенно безлюдных и диких местах. Красивейшая природа, интересная история и, конечно, виски – вот три фактора, которыми мы руководствовались, составляя программу путешествия.
В начале лета здесь преобладают западные и юго-западные ветра сравнительно небольшой силы, что для нас подходит почти идеально. Температура воды не располагает к купанию (впрочем, такая ситуация тут круглый год), да и воздух весьма прохладен, особенно по ночам. В то же время, именно май и июнь – обычно самые солнечные месяцы в Шотландии, так что у нас есть основания ждать приятной погоды и красивых закатов.

Перелет

Прямого сообщения между Глазго и Белфастом и Россией нет, но есть удобные регулярные рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга через Лондон (British Airways) и Амстердам (KLM) в оба британских аэропорта. На данный момент (конец ноября 2016) билеты из Москвы или Питера в Глазго, и потом из Белфаста в Москву или Питер на наши даты этими авиакомпаниями стоят от 280 до 380 евро (за оба билета в сумме). При перелете в Белфаст и вылете из Глазго (вторая неделя) цены примерно те же.

В этом году старт и финиш каждого этапа разнесены в пространстве. Те, кто присоединится к нам на первую неделю (с 27 мая по 3 июня), будут стартовать в Шотландии, и финишировать в Северной Ирландии. А те, кому симпатичнее вторая неделя (3 — 10 июня) — наоборот. С одной стороны, это означает два билета в один конец, что нередко дороже стандарта. С другой — у вас будет возможность провести время (до старта и после финиша) в обеих, таких разных частях Соединенного Королевства.

Ближайший крупный аэропорт к месту старта и финиша нашей экспедиции – Глазго. Мы организуем трансферы между аэропортом и мариной Ларгса (чуть меньше часа езды), так что вам не придется об этом беспокоиться. Мы также поможем вам с подбором авиабилетов, если они вам понадобятся. Прямого сообщения между Глазго и Россией нет, но есть удобные регулярные рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга через Лондон и Амстердам (и, соответственно, обратно).

Смену экипажей между этапами мы будем проводить в Северной Ирландии, в городке Балликасл (Ballycastle), который, между прочим, находится на побережье графства Антрим, носящем титул “территории выдающейся природной красоты”. Трансферы для отбывающих и прибывающих участников между яхтами и аэропортом Белфаста (около полутора часов в пути), опять же, включены в стоимость путешествия.

Лодки

Мы выйдем в море на современных крупных крейсерских яхтах Bavaria 45 и Bavaria 46. В Шотландии практически невозможно взять в чартер яхту больше, да это и неудобно – местные марины и якорные стоянки не рассчитаны на яхты больше 50 футов длиной. Обе яхты находятся в очень хорошем состоянии (правильный уход за яхтами – вообще визитная карточка британцев) . На каждой есть четыре двухместные каюты и просторная кают-компания, лодки оборудованы камбузом (кухней), гальюнами (туалетами) и душами.
Подробнее об устройстве крейсерской яхты и жизни на ней можно почитать здесь.

Капитаны и виски-лоцман

Витя by irina-bo.ruКапитаны этой экспедиции – Александр Драгони и Миша Колманович — регулярно ходят вместе в море на протяжение многих лет. В прошлом году именно они командовали нашими яхтами в первой экспедиции “Соль и Солод”, и отлично представляют себе акваторию.  Выйти с ними в море – не только безопасно, но и очень интересно – капитаны с удовольствием приобщат вас к управлению яхтой, помогут освоить основы этого дела и развлекут множеством историй из своего опыта.

А еще с нами в Шотландию отправится один наш старый друг и товарищ – Витя Лыков. Витя – один из основателей и совладельцев лучшего в Санкт-Петербурге морского кабака «Fiddler’s Green», который славится уникальным выбором ромов и виски. Мы не знаем человека, который бы знал больше об истории виски, хотя вполне допускаем, что среди ваших друзей такой человек найдется. Но только вряд ли он играет на волынке. А Витя – играет. Благодаря его участию, на каждой винокурне у нас будет свой собственный экскурсовод-дублер, способны рассказать едва ли не больше штатного. Ну и наши собственные дегустации на борту яхт под руководством Вити станут увлекательными и интересными, а не только приятными.

scotland_pano

Виски

По ходу нашего маршрута мы посетим несколько винокурен в четырех из пяти главных регионов виски в Шотландии – Islay, Islands, Campbeltown и Lowlands, – а также познакомимся с ирландскими традициями производства любимого напитка. На большинстве винокурен по ходу нашего путешествия у нас запланированы встречи и экскурсии – ну и дегустации, куда без них? Но и непосредственно во время переходов и совместных посиделок на берегу мы будем много говорить о местном волшебном напитке и традициях, связанных с его изготовлением и употреблением.

Вот полный список винокурен, которые мы планируем посетить за два этапа нашей экспедиции: Arran, Lagavulin, Ardbeg, Laphroaig, Caol Ila, Bunnahabhain, Jura, Bowmore, Bruichladdich, Port Charlotte, Springbank, Glengyle, Glen Scotia, Girvan, Ailsa Bay, Bushmills.

Хочу с вами!

Описание этапов

Мы стараемся придерживаться составленных заранее планов, однако в море нередко погода и настроение экипажа вносят свои коррективы. А значит, планы вполне могут меняться по ходу плавания. Неизменны лишь точки старта и финиша и те потрясающие эмоции, которое мы получим от процесса. В нашем случае изменения если и будут, то незначительные, и при любом стечении обстоятельств у наших капитанов найдется достойный запасной план. Вообще, способность менять планы по ходу – неотъемлемая и даже интересная часть парусного образа жизни.

Принципиальных отличий в наших этапах будет два.
Во-первых, первый из них (27 мая — 3 июня) выпадает на даты музыкального фестиваля на Islay, который мы, естественно, посетим. По ходу второго этапа мы тоже, естественно, зайдем на легендарный остров, но сразу после завершения шумного фестиваля — что позволит насладится покоем и тишиной. У вас есть возможность выбрать, что вам больше по душе.
Во-вторых, первый этап получается чуть более “островным” — мы больше времени проведем на Islay, и обязательно зайдем на Jura. А во время второго этапа мы больше времени проведем на винокурнях Campbeltown и Lowland, и вообще он будет чуть более разнообразным по набору виски, производства которых мы намерены посетить.

Первый этап (27 мая - 3 июня, Ларгс - Балликасл):

27 мая, суббота.
В первой половине дня организованный трансфер из Глазго в Ларгс (около полутора часов в пути). После обеда заселяемся на лодки, закупаем провиант. Привыкаем к жизни на яхте, обживаемся, проводим инструктаж по технике безопасности и яхтенный “Курс молодого бойца”. Вечером – в меру торжественный ужин на лодках, знакомства и обсуждение планов и ожиданий.

28 мая, воскресенье.
Утром выходим в море и берем курс на остров Arran, до которого около 20 морских миль ходу. На острове есть два залива, где мы можем остановиться на ночь, но мы хотим встать в живописной защищенной гавани Lochranza, на северо-западной оконечности острова. Небольшая деревня, старинный замок и винокурня – ровно то, что нам нужно на первой стоянке экспедиции. После дегустации останется время погулять. Остров, кстати, знаменит своими белыми оленями — так что не пугайтесь, если встретите, они и правда существуют и их видите не только вы.

29 мая, понедельник.
Снимаемся с якорей довольно рано, день предстоит насыщенный. Мы двигаемся на север-северо-запад ко входу в знаменитый рукотворный Кринан-канал, который и планируем пройти за вторую половину дня. С одной стороны, весь канал  меньше 9 миль длиной, а с другой — это 15 шлюзов и 7 мостов, все из которых открываются и разводятся вручную. Канал активно используется больше 200 лет, и сам по себе является памятником архитектуры и инженерного искусства. Сами шотландцы говорят, что это самый красивый внутренний водный путь страны! Заночуем мы в самом Кринане, что напротив остров Jura.

30 мая, вторник.
Пересекаем пролив Джура, отделяющий основную Шотландию от острова Jura, и бросаем якоря в гавани Craighouse (столица острова). Здешняя якорная стоянка не при всякой погоде надежно защищена, и, в случае сильного ветра и волны нам придется уйти немного севернее, в залив Lowlandman. Вечером нас ждет винокурня Jura – мы или дойдем туда пешком (если останемся в Craighouse), или доедем на автобусе.

2231 мая, среда.
Двигаемся на юг, вдоль берега и попадаем на остров Islay — родину Lagavulin, Bowmore, Ardbeg, Caol Ila, Laphroaig, и других надежных друзей, и неизменных спутников настоящих яхтсменов. Наша цель – новая небольшая марина в Port Ellen, откуда рукой подать до трех самых знаменитых местных винокурен. Если погода позволит, то по дороге мы зайдем в узкий пролив между Jura и Islay, и отправим десант на надувных лодках на винокурни Bunnahabhain и/или Caol Ila, которые находятся как раз здесь. Вечером наслаждаемся всем многообразием местного виски на фоне фестиваля.

1 июня, четверг.
Все экипажи (кроме особо желающих добровольцев) остаются на берегу и получают день на исследование и разграбление острова. В зависимости от погоды яхты или тоже останутся в Порт Эллен (и тогда капитаны с удовольствием поучаствуют в разграблении), или Саша с Мишей перегонят их в Loch Indaal с южной стороны острова и бросим якоря напротив Bowmore – столицы острова с одноименной (и древнейшей из функционировавших без перерыва) винокурней. Там капитаны и встретятся с экипажами вечером. На противоположном берегу залива находятся еще две винокурни – Bruichladdich и Port Charlotte, которые тоже можно будет посетить.

bowmore2

2 июня, пятница.
ballycastleНам предстоит довольно долгий переход на юг, в Ирландию, поэтому выйти придется рано — не исключено, что с рассветом. После обеда планируем быть на месте — в живописном городке Балликасл, окруженном скалами. Отсюда мы по берегу (на такси или автобусе) доберемся до винокурни Bushmills – последней в нашем списке на первом этапе. Вечером, вернувшись на яхты, обсуждаем впечатления от путешествия, вспоминаем лучшие места, и, может, в порыве ностальгии даже откупориваем одну из бутылок, купленных для дома или в подарок шефу.

3 июня, суббота.
С утра выгружаемся на берег, долго прощаемся и обнимаемся с капитанами, обещаем друг другу обязательно, черт возьми, встретиться еще в море. А дальше — трансфер в Белфаст, что грустно. Но, может, грусть удастся скрасить, задержавшись на пару дней в столице Северной Ирландии (там, кстати, есть еще две винокурни, где можно будет залить горечь расставания).

Второй этап (3 – 10 июня, Балликасл – Ларгс):

bushmills3 июня, суббота.
Встреча в аэропорту Белфаста, трансфер до марины в Балликасле (чуть больше часа). Встреча с капитанами, закупка продуктов, заселение на лодки и первичный инструктаж по технике безопасности. Вечером – посещение винокурни Bushmills. В процессе дегустации обсуждаем планы и детали путешествия, настраиваемся на приключения.

4 июня, воскресенье.
Выход в море и короткий разминочный переход до острова Rathlin. По дороге учимся управляться с яхтой и парусами и любуемся видами ирландского побережья. В случае, если погода будет расслабленной, мы остановимся у островка только на обед, и немедленно продолжим путь на Islay. Однако при наличии ветра и качки не станем напрягать экипажи в первый же день и проведем ночь на якоре в бухте острова, который, кстати, того стоит. Rathlin был известен еще римлянам, а населен был и вовсе с эпохи неолита. Сейчас здесь заповедник и небольшая деревушка с населением чуть меньше 150 человек (которое, однако, если верить переписям, неуклонно растет последние 50 лет).

125 июня, понедельник.
Покидаем Северную Ирландию и берем курс на Внутренние Гебридские острова. После обеда планируем пришвартоваться в марине Port Ellen на острове Islay. Здесь мы сможем пополнить запасы пресной воды… А заодно окажемся в двух шагах от винокурен Laphroaig, Lagavulin и Ardbeg. Планы на вечер, в общем, ясны.

6 июня, вторник.
Покидаем остров Islay и берем курс на юг-юго-восток, в сторону мыса Kintyre. Течения вокруг мыса очень сильны, и чтобы обойти его максимально быстро и безопасно, нам придется под них подстраиваться. Но сразу за мысом нас ждет Campbeltown – бывшая «мировая столица виски», знаменитая своими рекордными 28-ю винокурнями, а ради такого можно и подождать нужного течения. Расцвет местного производства, к сожалению, в прошлом, и сегодня в городе функционируют лишь три винокурни. Но нам на один вечер этого наверняка хватит.

campbeltown

7 июня, среда.
Следующая остановка на нашем маршруте — городок Girvan в 30 милях к востоку от Campbeltown, в котором находятся 3 винокурни, производящие Lowlands виски. Сейчас, к сожалению, открыты только две из них – Girvan и Ailsa Bay. За почти 400 лет своего существования в статусе города Ширван успел побывать рыболовецким портом, научной базой, курортом и индустриальным центром. А сегодня это просто очень симпатичное место со своим укладом жизни и своими традициями. Пару лет назад здесь построили небольшую, но комфортную яхтенную марину, которую нам бы тоже очень хотелось оценить.

holyisland8 июня, четверг.
Небольшой переход до острова Arran, в гавань Lamlash Harbor. Гавань прекрасно защищена от волны небольшим островком — Holy Island, который в разное время имел очень разных хозяев, а сейчас принадлежит тибетскому буддийскому ордену, построившему здесь свой монастырь. Если будет время и желание, буддистов можно будет посетить, но первым пунктом в нашей программе значится все же винокурня Arran, до которой, правда, придется, добираться на автобусе или такси (около 10 км).

9 июня, пятница.
В спокойном темпе идем в Ларгс — финальную точку нашего маршрута. Достаем запасы, набранные по пути на разных винокурнях, и отмечаем завершение путешествия. Делимся впечатлениями, мыслями и планами на будущее. Ночуем на яхтах, в прекрасно оборудованной марине.

calico_largs10 июня, суббота.
Нам придется освободить лодки уже рано утром. У нас заказан общий трансфер до центра Глазго (для тех, кто захочет задержаться в Шотландии ненадолго) или до его аэропорта – для тех, кому пора лететь. В прошлом году улетать было чертовски грустно — несмотря на обилие других планов на сезон и десятки предстоящих путешествий. Почему-то нам кажется, что и в этот раз все будет так. А значит будут и еще экспедиции “Соль и Солод”. Или, может, “Солнце и Тростник” — где-нибудь на Карибах? Когда-нибудь зимой?..

Условия участия

Когда и сколько будем пить?
Несмотря на тематику данной экспедиции ваша безопасность остается для нас абсолютным приоритетом, и мы не можем пренебречь некоторыми базовыми правилами. Во всех наших путешествиях всегда действует ключевое правило — запрет на употребление алкоголя на воде, то есть в море. Это значит, что мы не начинаем дегустировать, пока яхта не пришвартована надежно в марине или не стоит безопасно на якоре. Надо сказать, что в шотландских водах, весьма холодных и отличающихся сильными течениями, соблюдение этого правила становится важным как никогда. Поскольку мы не планируем ночных переходов, и каждую ночь будем проводить в марине или на якоре нам всем всего лишь придется терпеть до вечера и не начинать дегустацию любимых напитков слишком рано.

Принять участие в нашей экспедиции может каждый — никаких ограничений по возрасту или парусному опыту не существует. Да и экзамен на знаие виски никто проводить не будет. Главное для участия, как и всегда в наших путешествиях, – ваше желание и ваш интерес.
Миша, Саша и Витя приложат все усилия, чтобы путешествие стало для вас безопасным, комфортным, веселым и в то же время познавательным. Вне зависимости от того, что в нашей программе привлекает вас больше – яхты, шотландские пейзажи или виски – вы получите массу удовольствия и максимум информации о предмете вашего интереса.

Стоимость участия в одном из недельных этапов экспедиции – 1900 евро.

Если же вы хотите присоединится к нам на весь срок плавания, мы обсудим с вами стоимость участия отдельно.

lopataВ данной экспедиции мы решили взять на себя практически все организационные и логистические моменты, и в приведенную выше сумму включено практически всё:

  • аренда и страховка яхт
  • работа шкиперов
  • работа виски-гида и волынщика
  • трансферы из аэропорта Глазго в Ларгс, из аэропорта Белфаста в Балликасл и обратно
  • питание и напитки на борту
  • трансферы на отдельные винокурни, находящиеся на удалении от мест наших стоянок
  • финальная уборка лодки внутри и снаружи
  • оплата стоянок по ходу маршрута
  • посещение отдельных винокурен по ходу маршрута, дегустации
  • расходы на топливо, газ и пресную воду

В цену не включены:

  • питание на берегу (по желанию)
  • авиаперелеты
  • расходы на получение визы

Если вы не хотите заниматься поиском и бронированием авиабилетов, сообщите нам, и мы с радостью подберем вам наиболее подходящий перелет.

Для участия вам потребуется действующая британская виза на время путешествия. Мы обеспечим вас всеми необходимыми документами для ее получения.

Чтобы записаться на борт, вам достаточно нажать на соответствующую кнопку ниже, заполнить небольшую анкету и внести предоплату в размере 50% стоимости. Подробные инструкции об оплате вы получите по электронной почте сразу после заполнения анкеты.

Хочу с вами!