Йо-хо-хо — 2018 / Мартиника и Сент-Люсия

КОРОТКО О ГЛАВНОМ.
Акватория: Мартиника и Сент-Люсия, Карибское море
Даты: 2 – 11 февраля 2018
Маршрут: Le Marin – Grande Anse d’Arlet – Rade dе Saint-Pierre – Rodney Bay Marina (St Lucia) –
Anse Des Pitons (St Lucia) – Marigot Bay (St Lucia) – St Anne – Fort-de-France – Le Marin
Лодки: парусные катамараны Lagoon 450.
Капитаны: Александр Драгони и Даниил Симанов
Ромовый лоцман: Виктор Лыков
Ромы: Saint–Etienne, Simon, Clément, La Mauny, Trois Rivières, Neisson, JM Rhum, Saint James, La Favorite, Dillon, St Lucia Distilleries
Цена с участника: 2500 евро за 10 дней (цена действительно при бронировании до 23 декабря 2017

У нас есть два надежных союзника – ром и климат!
Р. Л. Стивенсон, «Остров Сокровищ»

В 2015 году мы с нашими друзьями из лучшего морского кабака в мире «Fiddler’s Green» вдруг решили, что жизнь коротка, и мы что-то делаем неправильно. Действительно, ходить в море под парусом, открывать для себя и друзей новые места, и уже потом, много месяцев спустя делиться впечатлениями и травить байки за стаканчиком любимого напитка – не эргономично. И почему бы нам, черт возьми, не делать все разом? Так возник проект «Sails & Spirits», в рамках которого мы вместе – естественно, под парусом – ходим по тем самым местам, где производят те самые напитки. Два года подряд мы проводили экспедиции «Соль и Солод», обойдя десятки винокурен в Шотландии и Ирландии, и продегустировав множество сортов настоящего виски.

Настоящие моряки любят не только виски, море бывает не только холодным, а отпуск себе можно сделать не только летом, и в феврале 2018 года мы отправляемся на Карибы – меняя грязный снег на теплое чистое море, невыброшенную новогоднюю елку на пальмы, низкое небо на простор Карибского моря, шерстяные носки на здоровый загар, а чай с медом и аскорбинку – на ром и сигары.

«Душа острова»

Сахарный тростник на Эспаньолу завез еще Колумб, в 1493 году. Пожалуй, будет справедливым предположить, что сбраживать отходы производства сахара первые белые поселенцы начали уже примерно тогда же. А через 100 лет алкоголь из тростника гнали уже во всех европейских колониях на Карибах. Но ром ромом впервые назвал француз – миссионер отец Тертр в 1657 году в своей книге об Антильских островах описал новый для Старого Света напиток. Популярность рому обеспечили англичане, включив его в рацион моряков военно-морского флота. Это же решение (а вскоре примеру англичан последовали и другие страны) обусловило колоссальные темпы роста производства рома в ХIX веке.
Именно “английский” способ производства рома долгое время доминировал на рынке – англичане гнали ром из сахарной патоки – по сути отходов сахарного производства – это было дешево и несложно, а для матросов получавшийся напиток вполне годился. Ромы, произведенные таким образом, еще называют “промышленными”.
Принципиально по-другому развивалось производство рома во французских колониях. Здесь в какой-то момент начали делать “сельскохозяйственные” ромы (ром-агриколь) – не из патоки, содержащей только около 30% от исходных сахаров тростника, а непосредственно из тростникового сока. Напиток получался принципиально другим. А когда по Франции ударила эпидемия филлоксеры, погубившая 95% виноградников, и коньяк и вино стало делать не из чего, этот ром начал активно поставляться в метрополию. Пытаясь удовлетворить взыскательные вкусы потребителей, производители сельскохозяйственных ромов всерьез взялись за усовершенствование качества перегонки, а также начали выдерживать напиток в бочках, экспериментируя со сроками и сортами. В итоге именно французские колонии на Карибах (и Мартинику в их ряду можно поставить едва ли не на первое место) дали миру наиболее изысканные и интересные сорта рома.

Старт экспедиции «Йо-хо-хо 2018» запланирован на Мартинике, в городке Ле-Марин. Сюда же мы и вернемся спустя 10 дней, за которые помимо Мартиники планируем изучить Сент-Люсию – и её ромовое производство, само собой. В плане – много моря на фоне обширной и глубокой береговой программы, ветер и паруса, экскурсии и дегустации, теплое море и удобные для жизни катамараны.

Наш маршрут проложен таким образом, чтобы выдержать идеальный баланс между морем и ромом. С одной стороны, практически каждый день нам предстоят переходы под парусом, два из которых – с Мартиники на Сент Люсию и обратно – можно даже назвать долгими и серьезными. С другой, мы планируем посетить не менее 5 винокурен на Мартинике и островообразующий ромовый завод – на Сент-Люсии, да и на осмотр достопримечательностей и местную кухню тоже время останется.

Ром на Мартинике начали варить и пить еще до того, как само слово «ром» вошло в обиход – благо и сахарный тростник сюда европейцы завезли очень давно. И производство рома здесь развито как мало где еще на Карибах. Сент-Люсия же включилась в ромовые производство и торговлю намного позднее (в XVIII веке) – когда этот напиток уже вошел в официальные рационы военных моряков, тем самым заложив основы своего имиджа на века. Однако и здесь около века назад насчитывалось несколько десятков уникальных производств. У нас с вами будет возможность приобщиться к напиткам с обоих островов, передвигаясь между ними под парусом и чувствуя себя немного пиратом, немного первооткрывателем. Пожалуй, именно за этим ощущением мы и отправляемся на Карибы.

И, конечно, Карибы – это не только ром. В первую очередь, это лето круглый год, это память о пиратах и дух первооткрывателей. Это теплый пассат, который приносит с собой океанские брызги. Это вулканические острова, джунгли и удивительной красоты пляжи. Это первые европейские поселения в Америке. Это умопомрачительный микс из цветов кожи, языков, религий и традиций. Мы не любим штампы, но, наверное, именно это и называется экзотикой. И именно этого, пожалуй, нам с вами так не хватает в феврале. А еще на Мартинике – одна из лучших чартерных баз в регионе, яхты здесь знают и любят, и инфраструктура – на очень хорошем уровне.

Будет интересно. Будет красиво и будет комфортно. Будет тепло. Будет море, шелест парусов, брызги в лицо и восторг в глазах. Будут новые моря и новые страны. И ром, черт побери!

Думаем, вы все уже решили. До встречи на борту!

Акватория и логистика

Как и на остальных Карибах, погода здесь мало меняется в течение года. Температура воздуха колеблется от 28 до 30 градусов, вода в Карибском море в феврале – около 26-27 градусов, а с океанской стороны – на несколько градусов холоднее. Осенью здесь нередко дождит, а в Сентябре-Октябре даже ураганы случаются, но мы отправляемся на Наветренные острова в самое лучшее время.

Карибы находятся близко к экватору, и здесь почти круглый год дуют северо-восточные пассаты. Это делает погоду — и наши планы вместе с ней — довольно предсказуемыми. Пассатами же обусловлена специфика парусных путешествий по Наветрянным островам – их восточная, атлантическая сторона открыта ветрам и волнам, и почти полностью лишена убежищ и безопасных стоянок. С другой стороны, западные берега Мартиники и Сент Люсии изобилуют красивейшими бухтами, где наши катамараны будут надежно укрыты от волны и ветра. В нашем распоряжении множество прекрасных мест для ночных стоянок или для того, чтобы переждать возможную (маловероятную) непогоду.

Старт и финиш нашей экспедиции запланирован в городке Ле Марин, на юге острова Мартиника, примерно в 40 минутах езды на машине от аэропорта острова. Мы организуем трансфер между аэропортом и мариной 2 февраля, и поможем вам на месте с обратной логистикой.
На данный момент (октябрь 2017) из Москвы на Мартинику (аэропорт Форт-де-Франс, код FDF) есть довольно обширный выбор билетов – в основном, с пересадками в Париже и/или Амстердаме, — ценой около 700 евро. Билеты из Питера встанут на 20–30 евро дороже, пересадки те же.

Флот

Мы выйдем в море на современных крупных крейсерских катамаранах Lagoon 450. Именно катамараны идеально подходят для местных вод. Небольшая осадка делает их очень проходимыми, что чрезвычайно важно как для безопасного хождения между рифами, так и для того, чтобы подходить как можно ближе к пологим пляжам. Обилие места и жизненного пространства делает путешествие комфортным для большой и веселой компании. К тому же, катамараны гораздо меньше качает, и запас автономности у них, в среднем, выше, чем у килевых яхт. Размещение на катамаранах предусмотрено в двухместных каютах; лодки оборудованы камбузом (кухней) с плитой, духовкой, холодильником и морозилкой, туалетами и душами. Просторные кают-компания и кокпит, а также масса места на палубе служат прекрасным бонусом к комфорту жизни на катамаране.
Подробнее о жизни на борту парусных яхт можно почитать здесь.

2captains-2Капитаны и ром-лоцман

 

Саша Драгони – возможно, самый надежный шкипер в компании “Полветра”, а по совместительству – просто прекрасный человек (других мы, правда, и не держим).
Даня Симанов — не менее опытный шкипер и не менее прекрасный человек, один из основателей “Полветра”.
Саша и Даня часто ходят в море вместе (в том числе на катамаранах в феврале, так уж повелось), и представляют собой хорошо сработанную команду. А еще они оба – не просто капитаны, а яхтенные инструкторы, а значит, у вас будет хороший шанс освоить основы яхтенного дело под руководством профессионалов (если у вас будет такое желание, конечно).

А еще на Карибы с нами пойдет наш старый друг и товарищ – Витя Лыков. Витя – один из основателей и совладельцев лучшего в Санкт-Петербурге морского кабака «Fiddler’s Green», который славится уникальным выбором ромов и виски. Мы не знаем человека, который бы знал больше об истории производства крепкого алкоголя, хотя вполне допускаем, что среди ваших друзей такой человек найдется. Но только вряд ли он играет на волынке, ездит на лошадях и мотоциклах, мастерит реплики исторического оружия и носит усы. А Витя – он в этом всем преуспел. Благодаря его участию, на каждой винокурне у нас будет свой собственный экскурсовод-дублер, способны рассказать едва ли не больше штатного. Ну и наши собственные дегустации на борту яхт под руководством Вити станут увлекательными и интересными, а не только приятными.
В общем, с такой командой в море безопасно, интересно, и – неизменно – весело.

Ром

 

“Ром – это дух острова. Это связь народа с его историей. Это то, что соединяет наши руки – руки в земле, откуда растет сахар, и руки в воздухе, когда нас захватывает танец карнавала”. Так с упоением и вдохновением про ром рассказывают на Сент-Люсии, но, пожалуй, что-то похожее можно сказать и про Мартинику, и про Барбадос – да практически про любой остров на Карибах, где есть производство рома. Ром, и именно ром карибский, действительно уникален в ряду крепких напитков – возможно, единственный в своем роде. Развитие ромовой индустрии – от производства до продаж почти всегда было плотно завязано на моду, имидж напитка, и определяющими моментами в истории этого напитка стали именно события исторически-культурные. Например, включение рома в обязательный рацион военных моряков британского флота. Или книги Дефо, Сабатини и Стивенсона, создавшие романтический образ пирата, и навсегда вписавшие «бутылку рома» в этот образ.

Сейчас – по ряду причин – производство рома переживает некоторый упадок – даже на Карибах. Вернее, не упадок даже, но многие небольшие традиционные производства вытесняются с рынка крупными игроками. 75 лет назад на Мартинике было почти 100 полностью независимых небольших винокурен, производящих ром, на Сент-Люсии – около 20. Сейчас – 9 и 2 соответственно.

А значит, надо торопиться, и постараться успеть, поймать за хвост уходящую эпоху «независимого» карибского рома, увидеть и почувствовать, как ром делают «по-настоящему», как его делали столетиями. Именно это мы и ставим основной целью нашей береговой программы, в рамках которой мы планируем посетить практически все самые интересные ромовые производства Мартиники и Сент-Люсии (а возможно, и не только). Вот их примерный список:
Saint–Etienne (Rhum HSE), Simon, Clément, La Mauny, Trois Rivières, Neisson, JM Rhum, Saint James, La Favorite, Dillon, St Lucia Distilleries. 11 винокурен на 10 дней – и это еще не все!

Хочу с вами!

План экспедиции по дням

Мы стараемся придерживаться составленных заранее планов, однако в море нередко погода и настроение экипажа вносят свои коррективы. А значит, планы вполне могут меняться по ходу плавания. Неизменны лишь точки старта и финиша и те потрясающие эмоции, которое мы получим от процесса. В нашем случае изменения если и будут, то незначительные. А вообще, способность менять планы по ходу – неотъемлемая и даже интересная часть парусного образа жизни.

Подробнее...

2 февраля, пятница
Все рейсы из Москвы (что через Париж, что через Амстердам) приземляются на Мартинике ближе к вечеру. Если вы прилетите непосредственно в пятницу, мы встретим вас в аэропорту и довезем до марины. Здесь мы заселимся на лодки, познакомимся друг с другом и с капитанами, обговорим общие правила техники безопасности и поведения на борту и устроим небольшой праздничный ужин в честь начала нашего похода. Ну и заодно прогуляемся по историческому центру Сэнт-Энн.
Если же у вас есть возможность прилететь на день раньше, мы предлагаем вам встретиться в марине около полудня (мы вам подробно расскажем, как туда добраться из вашего отеля, и где нас найти), оставить вещи, и не теряя времени отправиться на экскурсию и дегустацию – на винокурни Simon и Clément (одни из крупнейших производителей темного рома на Мартинике). В это время капитаны как раз примут катамараны у чартерной компании, и по возвращении с экскурсии можно будет на них заселяться.

3 февраля, суббота
Утром выходим в море и за час-полтора перемещаемся до пляжей к северу от скалы Диамант. Здесь желающие смогут сойти на берег, чтобы посетить винокурни Trois Rivières и La Mauny – одни из самых старых и, возможно, самые интересные производства на острове. Возможно (посмотрим по погоде) на эти винокурни мы отправимся прямо из марины своим ходом (на автобусе), а капитаны на катамаранах подберут нас недалеко от Trois Rivières.
После выполнения обязательной культурной программы – купаемся около скалы Diamant с ее подводными пещерами и двигаемся дальше на север. Ночевать будем на якоре в заливе Grande Anse d’ Arlet.

4 февраля, воскресенье
Снимаемся с якорей рано и идем еще севернее. Наша цель — Rade de Saint–Pierre – стоянка напротив одноименного городка. В 1902 году извержение вулкана полностью уничтожило Сент-Пьер (погибло 28’000 человек, и лишь двоим удалось пережить катастрофу), но с тех пор его отстроили заново, и недавно даже назначили главным на Мартинике «городом истории и искусства». Нас, правда, больше интересует винокурня Depaz, расположенная непосредственно здесь же, а также производства Neisson и J.M., до которых придется немного прокатиться – благо по дороге нас ждут прекрасные виды на вулкан. На плодородных вулканических почвах этой части острова вырастает, возможно, самый сладкий тростник на Карибах (на Мартинике – уж точно), что накладывает свой отпечаток на качество и вкусовые характеристики местных сортов рома, не похожих ни на что другое.

5 февраля, понедельник
В этот день нам предстоит длительный и серьезный переход – на Сент-Люсию. Выходить будем с рассветом – чтобы засветло пришвартоваться в марине Rodney Bay и по возможности сразу пройти все таможенные формальности. Вечером – отдыхаем от перехода, заправляемся пресной водой, наслаждаемся прелестями стоянки в марине.

6 февраля, вторник
Вторник мы выделили для вдумчивого освоения острова. Дойдем до знаменитого залива Pitons Bay – одного из самых живописных мест на Карибах (и искупаемся там, само собой), а ночевать придем в другой залив – Marigot Harbor. Здесь же за углом находится винокурня St Lucia, где ром делают из тринидадского тростника. Грешно будет не заглянуть. Вечером принимаем решение – стоит ли Сент-Люсия еще одного дня нашего времени, или пора возвращаться на Мартинику.

7 февраля, среда
Предположим, что решили возвращаться (если захотим остаться, просто немного сократим дальнейшую програму на Мартинике, которую и опишем ниже).
Если так, то опять ранний подъем и обратный переход – около 40 морских миль. Пойдем напрямик в Fort–de–Franse – столицу Мартинике. На ночь встанем или в порту, или, что более вероятно – на якоре в заливе напротив.

8 февраля, четверг
День отдыха от морских переходов. Целый день катаемся по острову. В нашей программе – винокурни St-Etienne и Saint James (последняя – с музеем рома). Обе – обязательны к посещению. Saint James за свою историю проделал путь от небольшого заводика в собственности у госпиталя/монастыря до одного из главных и наиболее узнаваемых поставщиков рома на французский рынок; St-Etienne, напротив, успел побывать главным производителем рома на местном рынке, но после серии разрушительных ураганов в конце 80-х утратил все позиции и был почти забыт, и лишь теперь вновь пытается вернуть себе былое величие. Помимо винокурен, если останется время, заедем в заповедник Phare de la Caravelle на востоке острова. Ночуем на катамаранах все там же – около Fort–de–Franse.

9 февраля, пятница
Еще один расслабленный день. Для желающих – прогулки по столице, визит в музей Жозефины (жены Наполеона); во второй половине дня – винокурни La Favorite и Dillon. Первая – небольшой бизнес, принадлежащий одной и той же семье уже третье поколение; вторая – один из видущих производителей «французского» рома на Карибах. Ну а те, кому винокурни уже успеют надоесть, могут остаться на катамаранах и прокатиться вдоль пляжей к северу от Форт-де-Франс (и искупаться, само собой).
Именно этим днем мы пожертвуем (а посещение винокурен немного сдвинем), если решим остаться на Сент-Люсии еще на день.

10 февраля, суббота
Не спеша, с остановками и купаниями, возвращаемся в свою домашнюю марину в Lе Marin, где планируем быть не позднее 16:00. Заправляем лодки, понемногу пакуем вещи, перевариваем впечатления. Вечером – традиционный прощальный ужин.

11 февраля, воскресенье
Утром выселяемся с катамаранов, прощаемся, обнимаемся и договариваемся о новых встречах и путешествиях…
Или?..

Тем, кому торопиться не надо и хочется еще впечатлений, мы предлагаем присоединиться к нам и продолжить культурную программу. А именно: непосредственно из марины мы едем в аэропорт, и маленьким местным самолетиком сходу улетаем на Барбадос, где планируем посетить Аббатство Св. Николая и винокурню Foursquare Rum Distillery, где уникальные сорта рома производят вот уже 400 лет. После экскурсии и дегустации (винокурня выпускает 9 разных марок рома, так что дегустация может затянуться…) переночуем на Барбадосе, и утром 12 февраля вернемся на Мартинику.
12, 13 и 14 февраля в 2018 году – кульминационные дни карнавала на Мартинике, а это повод продлить себе лето еще на несколько дней, и лететь домой уже 14го или 15го.

Условия участия

6

Принять участие в нашей экспедиции может каждый — никаких ограничений по возрасту или парусному опыту не существует. Да и экзамен на знание сортов рома никто проводить не будет. Главное для участия, как и всегда в наших путешествиях, – ваше желание и ваш интерес.
Даня, Саша и Витя приложат все усилия, чтобы путешествие стало для вас безопасным, комфортным, веселым и в то же время познавательным. Вне зависимости от того, что в нашей программе привлекает вас больше – яхты и паруса, лето зимой и карибская экзотика или сорта, и способы производства рома – вы получите массу удовольствия и максимум информации о предмете вашего интереса.

Стоимость участия в экспедиции – 2500 евро.

Внимание! Эта цена распространяется только на раннее бронирование (до 23 декабря 2017)! При бронировании после этого срока вам придется заплатить уже 2700 евро.

В эту сумму включено практически всё:

  • аренда и страховка яхт
  • работа шкиперов
  • работа ром-лоцмана
  • трансферы из аэропорта в марину и обратно
  • питание и напитки на борту
  • трансферы на винокурни, экскурсии
  • дегустации
  • постельное белье
  • финальная уборка лодки внутри и снаружи
  • оплата стоянок по ходу маршрута
  • расходы на топливо, газ и пресную воду

В цену не включены:

  • питание на берегу (по желанию)
  • расходы на получение визы
  • перелет на Барбадос и дополнительная программа там
  • авиабилеты

Внимание! Если вы не хотите заниматься поиском и бронированием авиабилетов, сообщите нам, и мы с радостью подберем вам наиболее подходящий перелет.

Для участия вам потребуется французская виза для заморских территорий Франции (выдается французским визовым центром) или французский (исключительно) многоразовый Шенген сроком на год и более. Мы обеспечим вас всеми необходимыми документами и инструкциями для получения визы.

Чтобы записаться на борт, вам достаточно нажать на соответствующую кнопку ниже, заполнить небольшую анкету и внести предоплату в размере 1250 евро. Подробные инструкции об оплате вы получите по электронной почте сразу после заполнения анкеты.

Ждем вас на борту!

Записаться в экипаж!

Если вы пока не уверены, что сможете, но хотите оставаться в курсе событий — подпишитесь на нашу рассылку в низу страницы и мы будем извещать вас об изменениях в этом путешествии и о новых интересных событиях.