Йо-хо-хо — 2020 / Мартиника и Сент-Люсия

Новогодняя парусная экспедиция по нашим любимым Карибским островам.

КОРОТКО О ГЛАВНОМ.
Акватория: Мартиника и Сент-Люсия, Карибское море
Даты: 5 – 13 января 2020
Маршрут: Le Marin – Rodney Bay Marina (St Lucia) – Anse Des Pitons (St Lucia) – Marigot Bay (St Lucia) – Fort-de-France – Rade dе Saint-Pierre – Grande Anse d’Arlet – Le Marin
Лодки: парусные катамараны от 42 до 47 футов.
Капитаны: Александр Драгони и Даниил Симанов
Цена с участника: 2000 евро за 9 дней (цена действительно при бронировании до 1 ноября

У нас есть два надежных союзника – ром и климат!
Р. Л. Стивенсон, «Остров Сокровищ»

В 2015 году мы с нашими друзьями из лучшего морского кабака в мире «Fiddler’s Green» запустили проект «Sails & Spirits», в рамках которого мы вместе – естественно, под парусом – ходим по интересным местам, где производят уникальные – морские – напитки. Два года подряд мы проводили экспедиции «Соль и Солод», обойдя десятки винокурен в Шотландии и продегустировав множество сортов настоящего виски. А следующие два года наведовались как раз на Мартинику, где в рамках предыдущих «Йохохо» успели изучить все ромовые производства. В этом году, впервые, мы не ставим именно ромовые дегустации во главу угла, но, знаниями, естественно, поделимся, и к знаменитому агрикольному рому (такие делают только здесь и на Гваделупе) приобщимся обязательно.

Компания «Полветра» существует без малого 9 лет, и все это время мы, вопреки и трендам, моде и настроениям, твердим, что Новый Год надо встречать дома, в снегу, с семьей, елкой, баней и мандаринами, а всякие тропики и паруса на фоне песочков и пальм можно себе и чуть позже устроить. На самом деле, если быть до конца честными, для нас самих Новый Год — это как раз отличный повод приехать в Россию, повидаться с семьями, поиграть в снежки с детьми — и мы дорожим этой возможностью. Но — дорожим мы и вашим временем, а потому в этом году решили пойти на компромисс.

Итак, решено: до 4го января включительно снег и оливье, а уже 5го вечерком заселяемся на прекрасные парусные катамараны на Мартинике. И дальше до 13го — теплое море, солнце, постоянная радуга в небе, умопомрачительные виды, ночные купания, любовь и полное йохохо.

Старт экспедиции «Йо-хо-хо 2020» запланирован в городке Ле-Марин (около получаса езды на такси из аэропорта Форт-де-Франса, столицы Мартиники). Сюда же мы и вернемся спустя 9 дней, за которые планируем изучить еще и Сент-Люсию (она совсем другая). В плане — в первую очередь, много моря и солнца, с борта удобного для жизни парусного катамарана. Но и на берег сходить будем, и ром (немножко) дегустировать, и с кухней и обычаями местными знакомиться.

Практически каждый день нам предстоят переходы под парусом, два из которых — с Мартиники на Сент Люсию и обратно — можно даже назвать долгими и серьезными. Но при этом нас никто никуда не гонит, и никто нам не мешает какие-то переходы немного сокращать или даже зависнуть на денек в каком-нибудь приятном месте.

Чего ждать от Кариб — особенно тем, кто никогда здесь не бывал? Лето круглый год, память о пиратах и дух первооткрывателей. Теплый пассат, который приносит с собой океанские брызги. Вулканические острова, джунгли и удивительной красоты пляжи. Первые европейские поселения в Америке. Умопомрачительный микс из цветов кожи, языков, религий и традиций. Мы не любим штампы, но, наверное, именно это и называется экзотикой. И именно этого, пожалуй, нам с вами так не хватает в середине зимы — как бы нарядно ни выглядел наш новогодний стол, и сколько бы игрушек мы на елку ни повесили. Ну и отдельно мы очень любим именно Мартинику за прекрасную яхтенную инфраструктуру, большой выбор лодок и высокий уровень сервиса. Здесь знают и любят яхты и яхтсменов, которые стекаются сюда со всего мира. Просто побыть немного в атмосфере такого настоящего парусного праздника — уже приятный бонус.

Будет интересно. Будет красиво и будет комфортно. Будет тепло. Будет море, шелест парусов, брызги в лицо и восторг в глазах. Будут новые моря и новые страны. И ром, черт побери!

Думаем, вы все уже решили. До встречи на борту!

Акватория и логистика

Наветренные острова — восточная часть архипелага Малые Антильские острова — с запада омываются Карибским морем, а с востока — Атлантическим океаном. Почти весь архипелаг имеет вулканическое происхождение, а на Мартинике даже сейчас вовсю дымит действующий вулкан. Как и на остальных Карибах, погода здесь мало меняется в течение года. Температура воздуха колеблется от 28 до 30 градусов, вода в Карибском море в феврале — около 26-27 градусов, а с океанской стороны — на несколько градусов холоднее. Осенью здесь нередко дождит, а в Сентябре-Октябре даже ураганы случаются, но мы отправляемся на Наветренные острова едва ли не в самое лучшее время.

Карибы находятся близко к экватору, и здесь почти круглый год дуют северо-восточные пассаты. Это делает погоду — и наши планы вместе с ней — довольно предсказуемыми. Пассатами же обусловлена специфика парусных путешествий по Наветрянным островам — их восточная, атлантическая сторона открыта ветрам и волнам, и почти полностью лишена убежищ и безопасных стоянок. С другой стороны, западные берега Мартиники и Сент Люсии изобилуют красивейшими бухтами, где наши катамараны будут надежно укрыты от волны и ветра. В нашем распоряжении множество прекрасных мест для ночных стоянок или для того, чтобы переждать возможную (маловероятную) непогоду.

Старт и финиш нашей экспедиции запланирован в городке Ле Марин, на юге острова Мартиника, примерно в 40 минутах езды на машине от аэропорта острова. В зависимости от времени прилетов будем кооперироваться и заранее заказывать такси на большие группы людей — так дешевле. Ну и обратно выезжать тоже будем группами.
Обычно удобнее всего лететь в Форт-де-Франс (код аэропорта FDF) через Париж или Амстердам, и билеты стоят вменяемых денег — особенно, если брать заранее.

Флот

Мы выйдем в море на современных крупных крейсерских катамаранах. Именно катамараны идеально подходят для местных вод. Небольшая осадка делает их очень проходимыми, что чрезвычайно важно как для безопасного хождения между рифами, так и для того, чтобы подходить как можно ближе к пологим пляжам. Обилие места и жизненного пространства делает путешествие комфортным для большой и веселой компании. К тому же, катамараны гораздо меньше качает, и запас автономности у них, в среднем, выше, чем у килевых яхт. Размещение на катамаранах предусмотрено в двухместных каютах; лодки оборудованы камбузом (кухней) с плитой, духовкой, холодильником и морозилкой, туалетами и душами. Просторные кают-компания и кокпит, а также масса места на палубе служат прекрасным бонусом к комфорту жизни на катамаране.

Подробнее о жизни на борту парусных яхт можно почитать здесь.

2captains-2Капитаны

Саша Драгони – возможно, самый надежный шкипер в компании “Полветра”, а по совместительству – просто прекрасный человек (других мы, правда, и не держим).
Даня Симанов — не менее опытный шкипер и не менее прекрасный человек, один из основателей “Полветра”.
Саша и Даня часто ходят в море вместе (в том числе на катамаранах в феврале, так уж повелось), и представляют собой хорошо сработанную команду. А еще они оба – не просто капитаны, а яхтенные инструкторы, а значит, у вас будет хороший шанс освоить основы яхтенного дело под руководством профессионалов (если у вас будет такое желание, конечно).

Ром

«Ром — это дух острова. Это связь народа с его историей. Это то, что соединяет наши руки — руки в земле, откуда растет сахар, и руки в воздухе, когда нас захватывает танец карнавала.» Так с упоением и вдохновением про ром рассказывают на Сент-Люсии, но, пожалуй, что-то похожее можно сказать и про Мартинику, и про Барбадос — да практически про любой остров на Карибах, где есть производство рома. Ром, и именно ром карибский, действительно уникален в ряду крепких напитков — возможно, единственный в своем роде. Развитие ромовой индустрии — от производства до продаж почти всегда было плотно завязано на моду, имидж напитка, и определяющими моментами в истории этого напитка стали именно события исторически-культурные. Например, включение рома в обязательный рацион военных моряков британского флота. Или книги Дефо, Сабатини и Стивенсона, создавшие романтический образ пирата, и навсегда вписавшие «бутылку рома» в этот образ.

Подробнее...

Сейчас — по ряду причин — производство рома переживает некоторый упадок — даже на Карибах. Вернее, не упадок даже, но многие небольшие традиционные производства вытесняются с рынка крупными игроками. 75 лет назад на Мартинике было почти 100 полностью независимых небольших винокурен, производящих ром, на Сент-Люсии — около 20. Сейчас — 9 и 2 соответственно.

А значит, есть смысл торопиться, и постараться успеть, поймать за хвост уходящую эпоху «независимого» карибского рома, увидеть и почувствовать, как ром делают «по-настоящему», как его делали столетиями.

Сахарный тростник на Эспаньолу завез еще Колумб, в 1493 году. Пожалуй, будет справедливым предположить, что сбраживать отходы производства сахара первые белые поселенцы начали уже примерно тогда же. А через 100 лет алкоголь из тростника гнали уже во всех европейских колониях на Карибах. Но ром ромом впервые назвал француз — миссионер отец Тертр в 1657 году в своей книге об Антильских островах описал новый для Старого Света напиток. Популярность рому обеспечили англичане, включив его в рацион моряков военно-морского флота. Это же решение (а вскоре примеру англичан последовали и другие страны) обусловило колоссальные темпы роста производства рома в ХIX веке.
Именно «английский» способ производства рома долгое время доминировал на рынке — англичане гнали ром из сахарной патоки — по сути отходов сахарного производства — это было дешево и несложно, а для матросов получавшийся напиток вполне годился. Ромы, произведенные таким образом, еще называют «промышленными».

Принципиально по-другому развивалось производство рома во французских колониях. Здесь в какой-то момент начали делать «сельскохозяйственные» ромы (ром-агриколь) — не из патоки, содержащей только около 30% от исходных сахаров тростника, а непосредственно из тростникового сока. Напиток получался пинципиально другим. А когда по Франции ударила эпидемия филлоксеры, погубившая 95% виноградников, и коньяк и вино стало делать не из чего, этот ром начал активно поставляться в метрополию. Пытаясь удовлетворить взыскательные вкусы потребителей, производители сельскохозяйственных ромов всерьез взялись за усовершенствование качества перегонки, а также начали выдерживать напиток в бочках, экспериментируя со сроками и сортами. В итоге именно французские колонии на Карибах (и Мартинику в их ряду можно поставить едва ли не на первое место) дали миру наиболее изысканные и интересные сорта рома.

Хочу с вами!

План экспедиции по дням

Мы стараемся придерживаться составленных заранее планов, однако в море нередко погода и настроение экипажа вносят свои коррективы. А значит, планы вполне могут меняться по ходу плавания. Неизменны лишь точки старта и финиша и те потрясающие эмоции, которое мы получим от процесса. В нашем случае изменения если и будут, то незначительные. А вообще, способность менять планы по ходу – неотъемлемая и даже интересная часть парусного образа жизни.

Подробнее...

5 января, воскресенье.
Все рейсы из Москвы (что через Париж, что через Амстердам) приземляются на Мартинике ближе к вечеру. Если вы прилетите непосредственно в субботу, надо будет сразу ехать в марину. Здесь мы заселимся на лодки, познакомимся друг с другом и с капитанами, обговорим общие правила техники безопасности и поведения на борту и устроим небольшой праздничный ужин в честь начала нашего похода.

Если же у вас есть возможность прилететь на день раньше (а мы это настоятельно рекомендуем), то ночевать разумно в Форт-де-Франсе, утро потратить на прогулку по столице, а в марину подъезжать не раньше 14-15 часов. Дальше там можно будет оставить вещи, и — на выбор — или погулять по историческому центру городка Сент-Энн, или съездить на экскурсию и дегустацию на одну из близлежащих винокурен — Simon или Clement. В это время капитаны как раз примут катамараны у чартерной компании, и по возвращении с экскурсии можно будет на них заселяться.

6 января, понедельник.
Сходу — сравнительно длинный переход. На рассвете силами капитанов проходим все таможенные формальности, покидаем Францию и берем курс на Сент-Люсию, куда — в район марины Rodney Bay хотим прийти во второй половине дня, бросить якорь и сходу оформить пересечение границы — если получится. Вечером — ужин в прекрасном местном очень яхтсменском ресторане.

7 января, вторник.
Вторник мы выделили для вдумчивого освоения острова. Дойдем до знаменитого залива Marigot Harbor, где искупаемся, и, скорее всего, пообедаем. А на ночевку вернемся в Pitons Bay — одно из самых живописных мест на Карибах.

8 января, среда.
Все утро стоим у знаменитых «Питонов» — будет и возможность съездить на берег погулять. После обеда перемещаемся обратно в Родни Бэй, где пойдем уже в саму марину — пополнять запасы воды и продовольствия. Постараемся с вечера оформиться у пограничников.

9 января, четверг.
Переход обратно на Мартинику — с максимально ранним выходом. Если с вечера все получится с границей, то выходить будем красиво — с рассветом. Пойдем прямым переходом к центральной части острова, чтобы встать в районе столицы. Вечером хотим выбраться в ресторан в городе и намного погулять по Форт-де-Франсу.

10 января, пятница.
Двигаемся еще севернее. Наша цель — Rade de Saint—Pierre — стоянка напротив одноименного городка. В 1902 году извержение вулкана полностью уничтожило Сент-Пьер (погибло 28’000 человек, и лишь двоим удалось пережить катастрофу), но с тех пор его отстроили заново, и недавно даже назначили главным на Мартинике «городом истории и искусства». На наш вкус, это самая живописная стоянка на Мартинике, и с очень приятной атмосферой. Желающие могут съездить на винокурню Depaz, расположенную в 10 минутах езды на такси, — на экскурсию и дегустацию, место очень красивое и запоминающееся. Да и ром здесь особенный: на плодородных вулканических почвах этой части острова вырастает, возможно, самый сладкий тростник на Карибах (на Мартинике — уж точно), что накладывает свой отпечаток на качество и вкусовые характеристики местных сортов рома.

11 января, суббота.
Сравнительно короткий переход до Grande Anse d’Arlet — живописной бухты с одноименным пляжем. Утром будет возможность еще по Сен-Пьеру погулять — для тех, кто с вечера не выберется. Купания, отдых.

12 января, воскресенье.
Не спеша, с остановками и купаниями, возвращаемся в свою домашнюю марину в Lе Marin, где планируем быть не позднее 16:00. По дороге, если погод позволит, сделаем остановку у скалы Диамант с ее подводными пещерами. По прибытии в марину заправляем лодки, понемногу пакуем вещи, перевариваем впечатления. Вечером — традиционный прощальный ужин.

13 января, понедельник.
Утром выселяемся с катамаранов, прощаемся, обнимаемся и договариваемся о новых встречах и путешествиях. И — обратно в зиму. Как минимум, до февраля, который мы традиционно проведем на Сейшелах — возможно, снова с вами:)

Условия участия

6

Принять участие в нашей экспедиции может каждый — никаких ограничений по возрасту или парусному опыту не существует. Главное для участия, как и всегда в наших путешествиях, – ваше желание и ваш интерес.
Даня и Саша приложат все усилия, чтобы путешествие стало для вас безопасным, комфортным, веселым и в то же время познавательным. Вне зависимости от того, что в нашей программе привлекает вас больше – яхты и паруса, лето зимой и карибская экзотика или сорта, и способы производства рома – вы получите массу удовольствия и максимум информации о предмете вашего интереса.

Стоимость участия в экспедиции – 2000 евро.

Внимание! Эта цена распространяется только на раннее бронирование (до 1 ноября)! При бронировании после этого срока вам придется заплатить уже 2200 евро.

В эту сумму включено практически всё:

  • аренда и страховка яхт
  • работа шкиперов
  • питание и напитки на борту
  • постельное белье
  • финальная уборка лодки внутри и снаружи
  • оплата стоянок по ходу маршрута
  • расходы на топливо, газ и пресную воду

В цену не включены:

  • питание на берегу (по желанию)
  • расходы на получение визы
  • авиабилеты

ВНИМАНИЕ! Для участия вам потребуется французская виза для заморских территорий Франции (выдается французским визовым центром) или французский (исключительно) многоразовый Шенген сроком на год и более. Мы обеспечим вас всеми необходимыми документами и инструкциями для получения визы.

Чтобы записаться на борт, вам достаточно нажать на соответствующую кнопку ниже, заполнить небольшую анкету и внести предоплату в размере 1000 евро. Подробные инструкции об оплате вы получите по электронной почте сразу после заполнения анкеты.

Ждем вас на борту!

Записаться в экипаж!