КОРОТКО О ГЛАВНОМ
Акватория: Северное и Балтийское моря — Голландия, Германия и Дания.
Даты: 23 июня – 4 июля 2019.
Маршрут: Гаага (Нидерланды) – о. Тессел (Нидерланды) – о. Боркум / о. Хельголанд (Германия) – Кильский канал (Германия) – Мидделфарт (Дания) – Орхус (Дания) – Ольборг (Дания).
Корабль: Деревянный трехмачтовый фрегат «Штандарт»: 3 мачты, 8 орудий.
Команда: Профессиональный экипаж фрегата и команда Полветра: Дмитрий Рябчиков Валентина Лебедева, Андрей Коляда и Даниил Симанов.
Возраст участников: 12-17 лет.
Цена с участника: 1350 евро.

Парусное путешествие для детей на Балтике и в Северном море

3_edited

За прошедшие годы мы с детскими экипажами прошлись на фрегате «Штандарт» по самым разным морям, посетили десятки портов в самых разных странах, оставили за кормой тысячи морских миль. Мы принимали участие в гонках больших парусников «Tall Ship Races», побывали на множестве парусных фестивалей, наблюдали с воды финиш кругосветки Volvo Ocean Race. Eще были экскурсии, игры, лекции по истории и байки про пиратов, гребля на гичках и участие в морских сражениях с пальбой из пушек, ночные вахты и парусные авралы. Но самое главное — в каждом из похдов проекта «Пятнадцатилетний капитан» была масса эмоций — смех, радость, горящие глаза, азарт и — конечно — слезы при прощании. 
Нет в компании «Полветра» более любимого проекта, чем детские парусные походы, и нет такого экипажа, по которому мы бы скучали сильнее, чем наши детские команды пятнадцатилетних капитанов.

В 2019 году мы отмечаем первый маленький юбилей нашего детского формата парусных походов — исполняется 5 лет с тех пор, как мы впервые набрали на борт два десятка подростков и вышли с ними в море. И по такому случаю мы решили пройтись по нашим любимым местам, в некоторых из которых мы уже бывали с детьми в предыдущие годы.

Весь поход, как и в прошлом году, продлится аж 12 дней, и нашим домом на это время снова станет «Штандарт» — реплика первого фрегата Петра Великого, которая была построена в Санкт-Петербурге 18 лет назад. Это путешествие задумано специально для детей, и в программу мы включили познавательные лекции и беседы, игры и семинары, а также посещение важных и интересных с точки зрения морской (и не только) истории мест.

6_editПлавание на «Штандарте» — прекрасный и уникальный опыт именно для детей подросткового возраста. Здесь все по-настоящему — вахты, слаженная командная работа, дисциплина. И в то же время — уникальная возможность за короткий срок посетить сразу несколько таких разных стран, морская романтика, звон судового колокола и шелест огромных парусов над головой. Такое путешествие, с одной стороны, сплачивает, воспитывает, учит слушать и уважать окружающих, работать в команде, отвечать за свои действия и не бояться работы. А с другой — на «Штандарте» невозможно не мечтать. Девиз фрегата — «мечты прекрасны воплощением», и для любого, кто когда-либо стоял на его палубе, эта короткая фраза наполняется собственным, личным смыслом. За те годы, что «Штандарт» бороздит моря, через него прошло множество детей и подростков. Мы лично знаем многих из них — уже повзрослевших — и с некоторыми даже дружим и работаем, и можем уверенно сказать — этот корабль воспитывает правильных людей! Как всегда, будут и отдельные бонусы. В этом году мы поучаствуем в двух больших парусных фестивалях, куда помимо Штандарта соберутся сотни других больших парусников и яхт, на которые можно будет не просто посмотреть, но и подняться — в роли равноправных членов экипажа другого корабля — то есть, коллег. Один из фестивалей приурочен к старту Tall Ship Races — легендарной гонки больших парусников, а это всегда — большой и интересный праздник. Тематически наш поход будет привязан, как всегда, к морской истории — на этот раз истории торгового и военного взаимодействия стран Северного и Балтийского морей. Отдельно поговорим о фризах — интерсном народе со своим языком и самобытной культурой, компактно проживающем на островах, принадлежащих сейчас Голландии, Германии и Дании. Для компании «Полветра» детские проекты — совершенно особенное и важное дело. Нам очень нравится работать с детьми, приобщать их к морю и парусу, вкладывать свои силы в их воспитание и видеть, как они взрослеют, как начинают мечтать, как зажигаются их глаза. Меньше, чем за две недели, дети на наших глазах (и, хочется верить, благодаря нашим усилиям) проходят интересный путь — от неумения два-три часа провести без мобильного телефона — до умения управлять огромным парусником без помощи взрослых. Поэтому мы так много сил вкладываем в организацию этих путешествий, год за годом, поэтому стараемся держать цены на детские путешествия минимальными (в пределах наших возможностей), поэтому регулярно проводим благотворительные условно-бесплатные парусные мероприятия для детей и молодежи. Отправляя с нами детей на «Штандарт», вы можете быть уверены, что их будут сопровождать люди, для которых этот поход год за годом оказывается главным переживанием в жизни — именно потому, что таковым он становится для детей.

Акватория

Северное море, в котором начнется наше приключение — непростая и интересная акватория для хождения под парусом, с идеально выстроенной инфраструктурой, со своими традициями. И нигде в мире мы не ходили столько, сколько здесь. Здесь мы живем (наша компания и наша школа базируются в Голландии), регулярно выходим в море, знаем и любим каждый уголок и каждый порт. В Северном море почти всегда есть хороший ветер, и периодически бывает довольно высокая волна, но наш маршрут проложен таким образом, что у нас всегда будет возможность от нее спрятаться — или между Фризских островов, или в одном из голландских или немецких гостеприимных портов. Мы не преувеличиваем, говоря о гостепреимстве — куда бы мы ни зашли, нам везде будут рады — и в Голландии, и на немецких островах у нас много друзей, и «Штандарт» здесь хорошо известен и любим — как постоянный гость многочисленных морских фестивалей.

Через устье Эльбы и Кильский канал — сам по себе довольно интересный для прохождения — и как памятник инженерного искусства, и благодаря окружающим пейзажам — мы попадем в совсем другое море. Запад Балтийского моря — гораздо более спокойная и предсказуемая акватория для хождения под парусом. Здесь нет течений и высоких волн, но ветра обычно хватает. Именно здесь базируется и ходит больше больших парусников, чем, возможно, во всем остальном мире в сумме, и в каждом, даже совсем небольшом городке (вне зависимости от страны) есть вся необходимая инфраструктура для приема таких кораблей. Мы сами очень любим ходить вдоль датских берегов — и с большим удовольствием покажем детям любимые места. Мы отправляемся в наше путешествие в конце июня, когда в этих северных краях уже тепло и редко случаются дожди. Курортных условий ни от Северного моря, ни от Балтики мы не ждем, но должно быть вполне комфортно.

Корабль

Штандарт“Штандарт” — деревянный парусный фрегат, построенный по чертежам, гравюрам и схемам XVIII века. Последние 15 лет фрегат практически постоянно находится в море и бороздит воды Балтийского и Северного морей, Атлантического океана, является желанным гостем парусных фестивалей и праздников в разных уголках Европы от Стокгольма до Канарских островов. Корабль регулярно берет на борт группы туристов (в том числе – часто – детские группы), которым предоставляется уникальная возможность попробовать себя в роли экипажа исторического парусного судна. “Историчность” корабля при этом заканчивается на орудийной палубе. Все, что находится ниже нее, вполне современно – электричество, отопление, дизельные двигатели, генератор, оборудованный камбуз (кухня) с плитой, духовкой, холодильниками и морозилками, гальюны (туалеты) с душами.

Учим морские узлыУсловия и общий комфорт жизни на борту, конечно, уступают домашним или отельным, но, в целом, заметно превосходят, например, походные. Постоянный экипаж и гости корабля размещаются на койках в носовом кубрике (12 мест), форпике (6-8 мест), кают-компании (6 мест), а также в гамаках на квартердеке (12-15 мест). В гамаке намного проще переносится качка (поскольку он практически неподвижен относительно горизонта), но сон в гамаках противопоказан при проблемах с позвоночником.

Важно, что в процессе всего путешествия никто из нас не будет пассажиром. На время плавания мы все – часть экипажа, а значит, нам придется участвовать во всех аспектах жизни корабля. По прибытии на борт нас всех разделят на 3 вахты, и каждая из вахт под руководством своего вахтенного офицера будет участвовать в приборке судна, готовке еды и работе со всеми снастями и парусами. Важно понимать, что профессиональный экипаж корабля без проблем справляется со всеми этими функциями самостоятельно, и никто не станет заставлять вас подниматься на мачты, готовить еду, превозмогая морскую болезнь или даже тянуть веревки против воли. Тем не менее именно командная работа, осознание собственной ответственности и роли является крайне важной и очень запоминающейся составляющей плаваний на большом паруснике. И мы бы очень хотели, чтобы вы (и особенно – дети) почувствовали эту ответственность и командный дух в процессе путешествия.

Безопасность

Только со страховкой!

У многих может вызвать вопросы безопасность хождения в море на деревянном паруснике — тем более, в роли полноценного члена экипажа. Мы будем много говорить об этом по прибытии на борт и все пройдем подробный инструктаж по технике безопасности. А сейчас озвучим лишь несколько ключевых моментов.

Во-первых, “Штандарт” оборудован всеми современными средствами безопасности и соответствует с этой точки зрения международным морским стандартам.

Во-вторых, все работы по кораблю будут выполняться под руководством и наблюдением опытного экипажа. Подъем на мачты – только по желанию и всегда со страховкой, в сопровождении опытного офицера. В прошлом году к концу путешествия работой с парусами на самых верхних реях занимались 12-летние ребята и девчонки.

В-третьих, “Штандарт” уже много лет вывозит в море людей без морского опыта. Капитан, офицеры и постоянный экипаж прекрасно знают свою работу, и безопасность и комфорт гостей является для них безусловным приоритетом.

Подробнее почитать о корабле, а также об условиях и распорядке жизни на нем можно здесь и здесь.

Команда

На борту нас встретит профессиональный экипаж “Штандарта” – наши давние друзья и товарищи по морским путешествиям. Под их прямым руководством и надзором мы будем учиться работать с парусами, держать штурвал и поддерживать корабль в надлежащем состоянии.

Митя

Непосредственно от команды “Полветра” в плавании примут участие, как минимум, четыре человека:

Дима Рябчиков – профессиональный судоводитель, яхтенный капитан и – кстати – старший помощник капитана на “Штандарте”. Дима курирует в нашей компании все проекты, связанные с большими парусниками, и имеет большой опыт работы с детьми.

Даня Симанов – один из основателей компании “Полветра”, яхтенный капитан и инструктор, немало отходивший на больших парусниках – в том числе в роли вахтенного офицера на “Штандарте”. У Дани также есть опыт преподавания, и он будет отвечать за образовательную часть этого путешествия.

Андрей Коляда – опытнейший яхтенный капитан в компании “Полветра”, нередко работающий с детьми. Андрей уже дважды ходил в наши походы на “Штандарте” вместе с сыном и учил ребят вязать морские узлы любой сложности.

Валя Лебедева — яхтенный капитан, и тоже ходила на “Штандарте” и других больших парусниках. В “Полветра” Валя (будучи мастером спорта и тренером по плаванию) курирует проекты, совмещающие парус и спорт; под ее руководством мы будем проводить с ребятами (желающими) зарядки и пробежки в местах наших стоянок.

Записаться в экипаж

Образовательная программа

ОбучениеЭто путешествие рассчитано на детей-подростков, а значит, помимо самого плавания и сопутствующих приключений в нем обязательно будет присутствовать образовательный момент. Заготовленная нами программа для детей будет включать:

  • исторические экскурсии в городах по маршруту следования, а также (по возможности) на другие парусные корабли.
  • теоретические занятия на борту по истории навигации, мореплавания и судостроения.
  • лекции по основам современной навигации. Упражнения с морскими картами и навигационными приборами.
  • лекции и беседы, посвященные великим французским мореплавателям и истории французской колонизации мира и французского пиратства.
  • практические упражнения по работе с такелажем, вязанию морских узлов.
  • разминки, зарядки и пробежки для желающих заниматься спортом.

План путешествия

Мы стараемся придерживаться составленных заранее планов, однако в море нередко погода и настроение экипажа вносят свои коррективы. А значит, планы вполне могут меняться по ходу плавания, что является неотъемлемой и, на наш взгляд, очень интересной частью парусного образа жизни. В нашем случае изменения если и будут, о незначительные, и, конечно, время и место старта и финиша путешествия, останутся неизменными в любом случае. Другое дело, что нам, возможно, придется отказаться от посещения одного или двух портов по ходу маршрута.

23 июня, в воскресенье, в первой половине дня мы поднимемся на борт «Штандарта» в Схевенингене — порту Гааги, где в этот момент будет проходить крупный парусный фестиваль. Познакомимся с кораблем и экипажем, расселимся и прогуляемся по фестивалю — в статусе его непосредственных участников. Обязательно заглянем в гости на другие интересные корабли, в экипажах которых у нас много друзей. Вечером — инструктаж по технике безопасности и ужин знакомств.

На 24 июня назначен выход в море в составе большого парусного парада. Однако мы пока не знаем, во сколько именно нам назначат выход организаторы фестиваля. И, если он будет после обеда, то с утра мы съездим в Мадуродам — Голландию в миниатюре. А дальше выходим в море — вместе с другими парусниками и в сопровождении огромного количества яхт и катеров — в составе заключительного парада фестиваля.

25 июня рано утром мы ошвартуемся в гавани острова Тессел — крупнейшего в цепочке Фризских островов и, возможно, самого любимого нами места в Голландии. Мы планируем потратить весь день на разграбление острова. В программе — велосипедная прогулка, музей кораблекрушений и масса всего интересного. Обо всем рассказывать не будем — пусть посещение острова будет для детей сюрпризом. Но сюрпризом приятным и очень интересным, это мы обещаем. Если что-то не успеем, то задержимся еще на утро/день

С 26 по 28 июня нам предстоит сравнительно долгий и интересный переход с Тессела до устья Эльбы. Конечно, мы не все время будем в море — по дороге нас ждут немецкие острова Боркум и Хельголанд — оба очень самобытные и интересные (последний даже не является формально территорией Германии, а обладает некоторой независимостью). Боркум — это дюны, пустоши, ветряки и пляжи — почти Голландия, но в то же время популярный немецкий курорт. Через который, кстати, проложена, возможно, самая короткая железная дорога в мире.

Хельголанд — это рыжие скалы, которые видно издалека в море, довольно путанная история (остров успел попринадлежать и Великобритании, и Дании, и Германии — только за последние 100 лет) и свободня экономическая зона внутри Евросоюза. Вряд ли у нас будет время заглянуть на оба острова, но, какой бы мы ни выбрали, воспоминания останутся самые интересные

29 июня мы планируем пройти Кильский канал и выйти в Балтийское море. В самом Киле задерживаться, скорее всего, не будем — он нам не так интересен — и сразу двинем в сторону Дании. Нам предстоит обойти один из крупнейших датских островов — Фюн — с востока или с запад, проливами Большой или Малый Бельт. Скорее всего, пойдем Малым, если погода не внесет коррективы. 30 июня мы хотим остановиться в очень старом городке Мидделфарте, который находится в самом узком месте Малого Бельта, рядом с мостом, соединяющим Фюн с материком. Остановка, впрочем, вряд ли будет долгой — разомнем ноги, погуляем по средневековым улочкам недалеко от порта и двинемся дальше на север.

1 июля у нас в плане еще одна стоянка. Если будет хватать времени, зайдем в Орхус — второй по рзмеру город Дании и однозначно ее культурную столицу.

Орхус стоит отдельной поездки, и один день там — это преступно мало, но как минимум Музей Старого Города (под открытым небом) и прогулка по центру и порту нам обеспечена. Если же времени будет совсем немного, и закладывать крюк в сторону Орхуса не покажется нам разумным, пойдем в любимый нами Эбельтофт — еще один красивейший небольшой датский городок, в котором, к тому же стоит огромный деревянный военный фрегат — один из крупнейших сохранившихся в мире, и по совместительству — дружественный нам музей.

3 июля в первой половине дня мы зайдем в Ольборг — конечный пункт нашего путешествия. Вместе с нами здесь будут швартоваться десятки других парусников со всего мира. Решение о том, на что потратить день в городе — на «разграбление» его исторического центра или визиты на другие корабли и прогулки по фестивалю — примем с ребятами непосредственно перед швартовкой.

4 июля у нас будет еще полдня на прогулки по Ольборгу — мы утром соберем вещи и оставим готовые и закрытые сумки на борту, а сами пойдем наверстывать упущенное в предыдущий день. Вернемся на борт после обеда, перекусим и – после долгих прощаний с экипажем и последних напутствий – двинем в аэропорт.

Логистика

Местом встречи в начале путешествия для нас станет аэропорт Амстердама (Скипхол).

23го июня прямым рейсом KL3181 из Москвы сюда прилетит наш сопровождающий, с которым можно будет отправить детей, нуждающихся в сопровождении. Вылет рейса в 09:10 из Шереметьево, прилет в Амстердам в 12:00. Рейс выполняется по факту Аэрофлотом (рейс SU2550). Рейсов в голландскую столицу много, и альтернативу найти несложно.

Если вы отправляете своих детей из других мест или предпочитаете другой вариант перелета, пожалуйста, подгатывайте время прилета к этому же времени, плюс-минус час. И ставьте нас в известность на стадии покупки билета. Всех и каждого без исключения мы лично встретим в аэропорту сразу после получения багажа и отвезем непосредственно на борт «Штандарта».

4 июля мы выселимся с борта и, оставив там вещи, организованно погуляем еще немного по Ольборгу. А в 18:20 вылетим оттуда в Москву с пересадкой в Амстердаме. Именно таким маршрутом (рейсы KL1336 и KL907, прилет в Москву, Шереметьево в 01:30 ночи 5го июля) с детьми, опять же, отправится наш сопровождающий. А до Амстердама с ними проследует почти вся наша команда, где мы проводим их до пограничного контроля.

Мы можем, опять же, посадить детей и на любые другие рейсы из Ольборга — с условием, что это будет 4 июля, и до 18:20. Для перелета из Москвы и в Москву именно указанные нами рейсы выглядят наиболее привлекательно — они же сравнительно недороги (сейчас — в марте 2019 — суммарная стоимость билета составляет 400 евро).

Условия участия

Заряжай!Записаться в экипаж “Штандарта” и принять участие в этом плавании могут дети в возрасте от 12 до 17 лет. В отдельных случаях исключения возможны, но только после предварительного обсуждения с нами.
Мы не приветствуем участие родителей и вообще взрослых в данном путешествии, но, опять же, готовы это обсуждать в порядке исключения.
Если вашему ребенку меньше 12 лет и/или вы хотите сопровождать его в данном путешествии, напишите нам.

А вообще, мы рекомендуем вам встретить ваших детей в Копенгагене 18 августа, и провести с ними какое-то время там!

Стоимость участия – 1350 евро с человека, а для тех детей, которые уже ходили с нами в море — 1300. Традиционно для нашей компании в эту сумму включено все, кроме дороги, а именно:

  • Аренда корабля
  • Работа профессионального экипажа и наших 4х сопровождающих
  • Еда и напитки на борту (четырехразовое питание)
  • Оплата стоянок и портовых взносов по ходу маршрута
  • Затраты на дизель и пресную воду

9_editВ стоимость не включены и оплачиваются отдельно:

  • Дорога (авиабилеты, поезда и автобусы)
  • Расходы на получение визы (при необходимости)
  • Питание в ресторанах на берегу (по желанию)
  • Экскурсии и посещения музеев (не больше 100 евро с человека в сумме)

Для участия в плавании детям потребуется действующая шенгенская виза. По вашему запросу мы предоставим вам все необходимые документы для ее оформления.

Для перелета детей из России мы рекомендуем оформлять детям доверенность на выезд без сопровождения – это сейчас совсем несложно сделать, и с такой бумагой на границе не возникает вообще никаких вопросов. Альтернативно можно сделать доверенность на нашего сопровождающего — но это технически немного сложнее, и будет работать только в том случае, если дети полетят одним с ним рейсом.

Наше путешествие не является спортивным или экстремальным мероприятием, а значит, никакой специальной медицинской страховки детям не потребуется, и базовой страховки, действующей в Европе, будет более чем достаточно.

Чтобы записаться на борт, вам достаточно нажать на соответствующую кнопку ниже, заполнить небольшую анкету и внести предоплату в размере 50% стоимости. Подробные инструкции по оплате вы получите по электронной почте после заполнения анкеты.

Записаться в экипаж