КОРОТКО О ГЛАВНОМ
Акватория: Северное море – Голландия и Бельгия
Даты: 27 июня – 7 июля 2018
Маршрут: Энкхаузен (Голландия) – Гаага – Оостенде и Брюгге (Бельгия) – остров Тессел (Голландия) – Лелистад — Заандам
Корабль: Деревянный трехмачтовый фрегат «Штандарт»: 3 мачты, 8 орудий
Команда: Профессиональный экипаж фрегата и
команда Полветра: Дмитрий Рябчиков Валентина Лебедева, Андрей Коляда и Даниил Симанов
Возраст участников: 12-17 лет
Цена с участника: 1350 евро

Парусное путешествие для детей в Голландии и Бельгии

3_edited

В предыдущих походах с детскими экипажами на фрегате «Штандарт» мы исследовали норвежские фьорды, наблюдали течения и приливы в Нормандии и Бретани, оставили за кормой Польшу, Данию, Германию и Швецию. Мы наблюдали гонки больших парусников «Tall Ship Races», побывали на одном из двух крупнейших в мире парусных фестивалей, пересеклись с королевской яхтой в Копенгагене с принцем датским на борту. А еще были экскурсии, игры, лекции по истории и байки про пиратов, гребля на гичках и участие в морском сражении с пальбой из пушек, ночные вахты и — неизменно — слезы при прощании. 
Нет в компании «Полветра» более любимого проекта, чем детские парусные походы, и нет такого экипажа, по которому мы бы скучали сильнее, чем наши команды пятнадцатилетних капитанов — для которых мы каждый год пытаемся придумывать что-то новое.

2018 год станет особенным — ведь на этот раз мы будем встречать ребят у себя дома, в Голландии, и покажем им морскую часть страны, которую любим и знаем очень хорошо. Нашим домом на время этого путешествия снова станет «Штандарт» — реплика первого фрегата Петра Великого, которая была построена в Санкт-Петербурге 17 лет назад. Это путешествие задумано специально для детей, и в программу мы включили познавательные лекции и беседы, игры и семинары, а также посещение важных и интересных с точки зрения морской (и не только) истории мест.

6_editПлавание на «Штандарте» — прекрасный  опыт именно для детей подросткового возраста. Здесь все по-настоящему — вахты, слаженная командная работа, дисциплина. И в то же время — возможность за короткий срок посетить сразу много интереснейших мест, морская романтика, звон судового колокола и шелест огромных парусов над головой. Такое путешествие, с одной стороны, сплачивает, воспитывает, учит слушать и уважать окружающих, работать в команде, отвечать за свои действия и не бояться работы. А с другой — на «Штандарте» невозможно не мечтать. Девиз фрегата — «мечты прекрасны воплощением», и для любого, кто когда-либо стоял на его палубе, эта короткая фраза наполняется собственным, личным смыслом. За те годы, что «Штандарт» бороздит моря, через него прошло множество детей и подростков. Мы лично знаем многих из них — уже повзрослевших — и с некоторыми даже дружим и работаем, и можем уверенно сказать — этот корабль воспитывает правильных людей!

Как всегда, будет в нашей программе и бонус — на сей раз новый и абсолютно уникальный. В Гааге мы встретим участников самой известной и престижной парусной кругосветной гонки — Volvo Ocean Race, и понаблюдаем за короткими гонками легенд паруса вблизи, непосредственно в море — с борта нашего фрегата.

Тематически наш поход будет привязан к морской истории России — а именно, к моменту ее зарождения, связанному с именем Петра I. Именно в Голландии царь-реформатор учился морскому делу, здесь он сам строил корабли на верфях Ост-Индийской компании, здесь мечтал о создании сильного морского флота под новым российским флагом. Мы побываем в нескольких местах, так или иначе связанных с именем Петра, и нам будет, о чем поговорить с детьми на месте.

Акватория

balticСеверное море — непростая и интересная акватория для хождения под парусом, с идеально выстроенной инфраструктурой, со своими традициями. А еще — нигде в мире мы не ходили столько, сколько здесь. Здесь мы живем, регулярно выходим в море, знаем и любим каждый уголок и каждый порт.

В Северном море почти всегда есть хороший ветер, и периодически бывает довольно высокая волна, но наш маршрут проложен таким образом, что у нас всегда будет возможность от нее спрятаться — или между Фризских островов, или в одном из голландских или бельгийских гостеприимных портов.

Говоря о портах, морская инфраструктура Северного моря едва ли не лучшая в мире. Гигантские грузовые хабы Роттердама и Антверпена здесь с соседствуют с прекрасно оборудованными яхтенными маринами и живописными музейными гаванями небольших городков. И, куда бы мы ни зашли, везде нам будут рады — и в Голландии, и в Бельгии у нас много друзей, и «Штандарт» здесь хорошо известен и любим — как постоянный гость многочисленных морских фестивалей.

Мы отправляемся в наше путешествие в самом конце июня, когда здесь к тому же может быть всерьез тепло, и можно быть уверенным в том, что ближайших штормов или действительно жесткой погоды ждать надо месяца три. Курорта из Голландии и Бельгии, конечно, не получится, но погода должна быть достаточно комфортной.

Корабль

Штандарт«Штандарт» — деревянный парусный фрегат, построенный по чертежам, гравюрам и схемам XVIII века. Последние 15 лет фрегат практически постоянно находится в море и бороздит воды Балтийского и Северного морей, Атлантического океана, является желанным гостем парусных фестивалей и праздников в разных уголках Европы от Стокгольма до Канарских островов. Корабль регулярно берет на борт группы туристов (в том числе — часто — детские группы), которым предоставляется уникальная возможность попробовать себя в роли экипажа исторического парусного судна. «Историчность» корабля при этом заканчивается на орудийной палубе. Все, что находится ниже ее, вполне современно — электричество, отопление, дизельные двигатели, генератор, оборудованный камбуз (кухня) с плитой, духовкой, холодильниками и морозилками, гальюны (туалеты) с душами.

Учим морские узлыУсловия и общий комфорт жизни на борту, конечно, уступают домашним или отельным, но, в целом, заметно превосходят, например, походные. Постоянный экипаж и гости корабля размещаются на койках в носовом кубрике (12 мест), форпике (6-8 мест), кают-компании (6 мест), а также в гамаках на квартердеке (15-18 мест). В гамаке намного проще переносится качка (поскольку он практически неподвижен относительно горизонта), но сон в гамаках противопоказан при проблемах с позвоночником.

Важно, что в процессе всего путешествия никто из нас не будет пассажиром. На время плавания мы все — часть экипажа, а значит, нам придется участвовать во всех аспектах жизни корабля. По прибытии на борт нас всех разделят на 3 вахты, и каждая из вахт под руководством своего вахтенного офицера будет участвовать в приборке судна, готовке еды и работе со всеми снастями и парусами. Важно понимать, что профессиональный экипаж корабля без проблем справляется со всеми этими функциями самостоятельно, и никто не станет заставлять вас подниматься на мачты, готовить еду превозмогая морскую болезнь или даже тянуть веревки против воли. Тем не менее именно командная работа, осознание собственной ответственности и роли является крайне важной и очень запоминающейся составляющей плаваний на большом паруснике. И мы бы очень хотели, чтобы вы (и особенно — дети) почувствовали эту ответственность и командный дух в процессе путешествия.

Безопасность

Только со страховкой!

У многих может вызвать вопросы безопасность хождения в море на деревянном паруснике — тем более, в роли полноценного члена экипажа. Мы будем много говорить об этом по прибытии на борт и все пройдем подробный инструктаж по технике безопасности. А сейчас озвучим лишь несколько ключевых моментов.
Во-первых, «Штандарт» оборудован всеми современными средствами безопасности и соответствует с этой точки зрения международным морским стандартам.
Во-вторых, все работы по кораблю будут выполняться под руководством и наблюдением опытного экипажа. Подъем на мачты — только по желанию и всегда со страховкой, в сопровождении опытного офицера. В прошлом году к концу путешествия работой с парусами на самых верхних реях занимались 12-летние ребята и девчонки.
В-третьих, «Штандарт» уже много лет вывозит в море людей без морского опыта. Капитан, офицеры и постоянный экипаж прекрасно знают свою работу, и безопасность и комфорт гостей является для них безусловным приоритетом.

Подробнее почитать о корабле, а также об условиях и распорядке жизни на нем можно здесь и здесь.

Команда

На борту нас встретит профессиональный экипаж «Штандарта» — наши давние друзья и товарищи по морским путешествиям. Под их прямым руководством и надзором мы будем учиться работать с парусами, держать штурвал и поддерживать корабль в надлежащем состоянии.

Митя

Непосредственно от команды «Полветра» в плавании примут участие, как минимум, четыре человека:
Дима Рябчиков — профессиональный судоводитель, яхтенный капитан и — кстати — старший помощник капитана на «Штандарте». Дима курирует в нашей компании все проекты, связанные с большими парусниками и имеет большой опыт работы с детьми.
Даня Симанов — один из основателей компании «Полветра», яхтенный капитан и инструктор, немало отходивший на больших парусниках — в том числе в роли вахтенного офицера на «Штандарте». У Дани также есть опыт преподавания, и он будет отвечать за образовательную часть этого путешествия.
Андрей Коляда — опытнейший яхтенный капитан в компании «Полветра», нередко работающий с детьми. Андрей уже дважды ходил в наши походы на «Штандарте» (пропустив только прошлогодний) с собственным сыном и учил ребят вязать морские узлы любой сложности.
Валя Лебедева — яхтенный капитан, и тоже ходила на «Штандарте» и других больших парусниках. В «Полветра» Валя (мастер спорта и тренер по плаванию) курирует проекты, совмещающие парус и спорт; под ее руководством мы будем проводить с ребятами (желающими) зарядки и пробежки в местах наших стоянок.

Записаться в экипаж

Образовательная программа

ОбучениеЭто путешествие рассчитано на детей-подростков, а значит, помимо самого плавания и сопутствующих приключений в нем обязательно будет присутствовать образовательный момент. Заготовленная нами программа для детей будет включать:

  • исторические экскурсии в городах по маршруту следования, а также (по возможности) на другие парусные корабли;
  • теоретические занятия на борту по истории навигации, мореплавания и судостроения;
  • лекции по основам современной навигации;
  • упражнения с морскими картами и навигационными приборами;
  • лекции и беседы, посвященные истории морского дела на Балтике;
  • практические упражнения по работе с такелажем, вязанию морских узлов;
  • разминки, зарядки и пробежки для желающих заниматься спортом.

Как это было

 В 2016

 В 2017

План путешествия

Мы стараемся придерживаться составленных заранее планов, однако в море нередко погода и настроение экипажа вносят свои коррективы. А значит, планы вполне могут меняться по ходу плавания, что является неотъемлемой и, на наш взгляд, очень интересной частью парусного образа жизни. В нашем случае изменения вряд ли будут значительными, и, конечно, время и место старта и финиша путешествия, а также все основные точки на маршруте останутся неизменными в любом случае — меняться может только их порядок.

copenhagen_pano

27 июня, в среду в районе обеда мы поднимемся на борт «Штандарта» в голландском городке Энкхаузен, в часе езды от Амстердама. Энкхаузен — возможно, самый красивый город в Голландии вообще, но главное — здесь находится умопомрачительный музей под открытым небом, памятник ЮНЕСКО, мимо которого мы просто не можем пройти. А значит, сразу после заселения на борт мы отправимся в музей и на прогулку по городу. Если хватит времени, заглянем еще и в уникальный музей корабликов в бутылках.
Вечером, перед ужином, пройдем инструктаж по технике безопасности — выход нам предстоит ранний, и утром времени уже не будет.

На 28 июня назначен выход в море. Двинемся мы на юг, в сторону Амстердама, который и планируем пройти еще в первой половине дня. Вид на Амстердам с воды — зрелище, которое неправильно было бы пропускать, поэтому, думаем, нам придется разбудить даже тех детей, кто не будет в этот момент на вахте. Оставив Амстердам за кормой и пройдя по длинному каналу, соединяющему его с открытым Северным морем, мы возьмем курс на Гаагу — вернее, на ее порт, Схевенинген, где и планируем оказаться поздним вечером или даже ночью.

Штандарт29 и 30 июня в Схевенингене будет гостить Volvo Ocean Race — самая знаменитая кругосветная гонка в мире. Участникам, уже завершающим дистанцию (которая началась в октябре 2017го), предстоит выявить сильнейшего в серии прибрежных гонок, за которыми мы понаблюдаем буквально с расстояния вытянутой руки, выйдя в море вместе с сильнейшими парусными гонщиками планеты. На берегу же нас ждет гоночная деревня и большой фестиваль, по которому мы, само собой, тоже пройдемся.
Это план на один день, а во второй мы хотим немного погулять по самой Гааге, посмотреть на королевский дворец и Мадуродам — Голландию в миниатюре. Самым стойким предложим еще и музей Эшера — один из интереснейших в мире музеев искусства.

1 июля вновь выходим в море и двигаемся дальше на юг, в сторону Бельгии. Под парусами нам придется провести весь день и часть ночи, а наша конечная цель — Оостенде, морские ворота, ведущие к Брюгге.

2 июня — день на берегу. Оостенде довольно любопытен сам по себе, но времени у нас будет не так много, а Брюгге, конечно, куда интереснее. Туда мы и отправимся — автобусы между городами ходят постоянно, и дорога не займет больше 15-20 минут. Центр Брюгге с его 60ю мостами выглядит сейчас примерно так же, как он выглядел в XV веке — столь древних и так хорошо сохранившихся городов в мире единицы. У нас нет никакого специального плана здесь — просто по этим улицам надо погулять, эти церкви, дома, улицы и площади — увидеть. Завершим прогулку — в зависимости от настроения — подъемом на местную колокольню или посещением музея шоколада.

Снова в море мы выйдем или этим же вечером, или 3го июня с утра. Нам предстоит долгий переход до голландского острова Тессел — крупнейшего в цепочке Фризских островов и, возможно, самого любимого нами места в Голландии. С учетом сильных течений и не очень предсказуемого ветра мы думаем оказаться в гавани острова в ночь с 3 на 4 июня.

6_edit4 июня — день на разграбление острова. Мы возьмем здесь в аренду велосипеды, и проедем с ребятами почти по всему острову, начав, как водится с местного уникального музея — музея Кораблекрушений. О том, что еще будет у нас в программе, рассказывать не будем умышленно — пусть посещение острова будет для детей сюрпризом. Но сюрпризом приятным и очень интересным, это мы обещаем.

5 июня с утра пораньше вновь выходим в море, и через шлюз в одной из крупнейших морских дамб в мире — Afsluitdijk — попадаем в Айссельмеер — внутреннее опресненное море Голландии, бывшее когда-то заливом Северного моря. К вечеру планируем дойти до города Лелистада — столице голландской провинции Флеволанд, которая целиком состоит из осушенных земель, отвоеванных у моря не так давно. В Лелистаде стоит одна из крупнейших реплик исторических деревянных кораблей в мире — «Батавия». История оригинала захватывает, а история реплики очень тесно переплетается с историей «Штандарта» — и пройти мимо мы просто не может. Собственно, в музейной гавани «Батавии», борт к борту с огромным торговым кораблем мы и заночуем.

6го июня мы закольцуем наш маршрут, второй раз пройдя через Амстердам. Но на этот раз не пойдем далеко, а остановимся в небольшом городке Заандам — фактически пригороде голландской столицы. Именно здесь в XVII и XVIII веках располагались верфи голландской Ост-Индийской Компании, здесь жил и трудился над строительством кораблей, пытаясь оставаться инкогнито (безуспешно) Петр I. Вечером традиционный прощальный ужин и много хороших слов.

А утром, тем не менее, не расходимся сразу. После завтрака мы сходим на короткую экскурсию к домику Петра и немного вместе пройдемся по городу. И только после этого — прощания и выезд в аэропорт.

Логистика

Моряки

Большим плюсом этого путешествия (по сравнению с тремя предыдущими) является очень простая логистика. Лететь надо в Амстердам, улетать — из Амстердама. Рейсов в голландскую столицу много — и из Москвы, и из Петербурга, и вообще — из любой точки мира, если уж на то пошло. Наш сопровождающий полетит с ребятами следующими рейсами:

1) Из Москвы: 27 июня (в среду) SU2550 из Шереметьево в 09:25 — с прилетом в Амстердам в 12:00.
2) В Москву: из Амстердама 7 июля SU2695 в 18:15. Прилетает в Шереметьево по расписанию в 22:30.

Сейчас (декабрь 2017) билет на эти рейсы стоит 250 евро. Ближе к делу они наверняка подорожают — во-первых прямые билеты из Москвы в Амстердам и обратно обычно стоят около 350, а во-вторых, свои коррективы может внести чемпионат мира по футболу в России. Поэтому лучше не откладывать с решением.
Если ваши дети будут добираться сами (или вы сами привезете их на место) — пожалуйста,

Наш поход заканчивается в пятницу вечером, а выписываться с борта мы будем в субботу. Мы рекомендуем вам — само собой, если у вас есть такая возможность, — встретить своих детей в Заандаме и провести с ними выходные в Амстердаме. Для них — мы знаем точно — очень много будет значить показать вам корабль и познакомить с командой. Да и Амстердам в начале июля очень неплох.

Условия участия

Записаться в экипаж «Штандарта» и принять участие в этом плавании могут дети в возрасте от 12 до 17 лет. В отдельных случаях исключения возможны, но только после предварительного обсуждения с нами.
Мы не приветствуем участие родителей и вообще взрослых в данном путешествии, но, опять же, готовы это обсуждать в порядке исключения.
Если вашему ребенку меньше 12 лет и/или вы хотите сопровождать его в данном путешествии, напишите нам.

Стоимость участия — 1350 евро с нового человека (и 1300 — для тех, кто уже ходил в один из предыдущих детских походов). Традиционно для нашей компании в эту сумму включено практически все, а именно:

  • Аренда корабля
  • Работа профессионального экипажа и 4x наших сопровождающих
  • Еда и напитки на борту (четырехразовое питание)
  • Оплата стоянок и портовых взносов по ходу маршрута
  • Затраты на дизель и пресную воду

В стоимость не включены и оплачиваются отдельно:

  • Дорога (авиабилеты, поезда и автобусы)
  • Расходы на получение визы (при необходимости)
  • Питание в ресторанах на берегу (по желанию)
  • Экскурсии и посещения музеев (не больше 100 евро с человека в сумме)

Для участия в плавании детям потребуется действующая шенгенская виза. По вашему запросу мы предоставим вам все необходимые документы для ее оформления.
Наше путешествие не является спортивным или экстремальным мероприятием, а значит, никакой специальной медицинской страховки вам не потребуется, и базовой страховки, действующей в Европе, будет более чем достаточно.
Чтобы записаться на борт, вам достаточно нажать на соответствующую кнопку ниже, заполнить небольшую анкету и внести предоплату в размере 50% стоимости. Подробные инструкции по оплате вы получите по электронной почте после заполнения анкеты.

Записаться в экипаж

Полный вперед!