Бизерта — Мессина 2018

Учебно-исторический клубный поход флотилии / Сицилия, Тунис и Мальта. Совместно с РКК

КОРОТКО О ГЛАВНОМ
Акватория: Тирренское, Средиземное и Ионическое моря, Сицилия, Тунис и Мальта.
Даты: 1 — 15 сентября 2018 (две недели)
Маршрут: Палермо (Порторосса) — Торраззо — Марсала — Бизерта — Пантеллерия — Мальта — Мессина — Липарские острова — Палермо (Порторосса).
Лодки: Крейсерские яхты от 46 до 56 футов.
Капитаны: Даниил Симанов и Андрей Шарков.
Цена с участника: 2000 евро за две недели.


Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное

Блаженны изгнаны правды ради, ибо их есть Царствие Небесное

В сентябре 2018 года состоится очень важное для нас плавание, которого мы ждем традиционно с нетерпением по три года — четвертый исторический поход «Бизерта — Мессина». Наши экипажи участвуют в этом походе (а мы сами — в его организации) уже в третий раз, и обе предыдущие «Бизерты» мы вспоминаем с особенным чувством. Сложно передать все те эмоции, которые приходится испытать, проходя этим знаковым маршрутом — так что мы даже не будем пытаться. Скажем только, что поучаствовать в этом — хотя бы раз — должен каждый, кто связывает свою жизнь с морем и парусом и говорит на русском языке. Ну а для нас «Бизерта — Мессина 2018» — это помимо прочего годовщина самых теплых и близких отношений с Русским Крейсерским Клубом, флаги которого мы вот уже 6 лет с гордостью поднимаем на своих яхтах.

Мероприятие это клубное, маршрут его далеко не самый простой, а формат — некоммерческий, поэтому мы приглашаем к участию в нем только тех, кто уже ходил с нами в море и понимает, на что идет, собираясь пройти 800 морских миль за две недели. В отдельных случаях мы готовы рассматривать кандидатуры «новичков», но только при наличии рекомендаций со стороны наших друзей.

Формат «Бизерты-Мессины» 2018 года несколько раз менялся в наших головах и планах в процессе сезона, но в итоге мы отправляемся отдавать дань уважения своей истории и морским традициям (а заодно — просто хорошо проводить время, наслаждаться пейзажами Сицилии, Африки, Пантелелрии, Мальты и Липарских островов и осваивать азы оффшорного плавания) одним или двумя экипажами. Есть также шанс, что к нам присоединится кто-то из друзей по Русскому Крейсерскому Клубу.

Плавание «Бизерта-Мессина» носит исторический характер и привязано к двум точкам в пространстве и одной — во времени. Бизерта и Мессина — города, чрезвычанйно важные для истории России и российского флота. К сожалению, о красивых и трагических событиях, связавших их с нашей страной, не принято рассказывать в школах. И этот пробел мы хотим в меру своих сил заполнить — донести до как можно большего количества людей (особенно увлеченных морем) истории мессинского землетрясения и исхода в Бизерту Русской Эскадры, сохранить память об этих событиях. Именно этому посвятила всю свою жизнь Анастасия Манштейн-Ширинская, хранительница традиций русской истории и культуры, «Ангел Русской Эскадры», «Бабушка Русского Флота». Попав в Бизерту маленькой девочкой, она всю жизнь прожила здесь, основав русскую школу, собрав деньги на православный храм и кладбище, создав музей и «Русский Дом», воспитав несколько поколений детей эмигрантов первой волны, которые до сих пор говорят на чистом русском языке. 4 сентября 2018 года исполнится 106 лет со дня рождения Анастасии Александровны — даты нашего похода выбраны не случайно. Не факт, что мы успеем дойти до самой Бизерты к 4 числу — это будет зависеть от погоды, но даже в худшем случае мы окажемся там на следующий день после ее Дня Рождения, а в саму памятную дату уже будем подходить к африканскому берегу, приютившему когда-то тысячи русских моряков.

1

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: БИЗЕРТА

  • 10 ноября 1920 года началась эвакуация Крыма, которой завершилось отступление Белой Армии.
  • 21 ноября 1920 года Императорский флот был реорганизован в Русскую эскадру, состоящую из четырех отрядов. Её командующим был назначен контр-адмирал Михаил Кедров.
  • 1 декабря 1920 года Совет Министров Франции согласился принять Русскую эскадру в военном порту Бизерта (Тунис).
  • Переход Русской эскадры в Бизерту происходил в период с 8 декабря 1920 года по февраль 1921 года. На судах помимо матросов и офицеров флота находилось около 5400 беженцев.
  • Русская община в Тунисе существует до сих пор.
  • Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн (1912–2009 г. г.), старейшина русской общины в Тунисе, свидетельница и участница эвакуации кораблей Черноморской эскадры из Крыма в годы Гражданской войны в России. Анастасия Александровна внесла большой вклад в сохранение исторических реликвий и памяти о Русской эскадре и её моряках.
  • В 2011 году муниципалитет города Бизерты переименовал одну из площадей города, на которой расположен православный храм Св. Александра Невского, и назвал её именем Анастасии Ширинской.
  • В 2012 году, в год столетия Анастасии Александровны (до которого она не дожила совсем немного) Русский Крейсерский Клуб и компания «Полветра» пришли в Бизерту на 9 яхтах, экипажи которых в итоге приняли участие в памятных мероприятиях — в частности, в открытии памятника Анастасии Ширинской.

… И МЕССИНА

  • 28 декабря 1908 года в 05:20 утра в Мессинском проливе произошло сильнейшее в истории Европы землетрясение, практически полностью уничтожившее Мессину.
  • За одну ночь в Мессине погибло больше 60000 человек, в том числе представители городской администрации.Обвалившиеся дороги не позволяли помощи подойти по берегу.
  • Первыми на сигнал бедствия откликнулись корабли Гардемаринского отряда Балтийского Флота России, которые, не дожидаясь разрешения из Петербурга, на свой риск вошли в гавань города. Русские моряки организовали разбор завалов, эвакуацию раненых, еду для оставшихся без крова, а также обеспечили порядок в захваченном мародерами городе.
  • В современной Мессине практически в каждой семье кого-то из предков спасли русские моряки.
  • В 2012 году в Мессине был установлен памятник Русским морякам.
  • В 2013 году, после визита в Мессину флотилии Русского Крейсерского Клуба и «Полветра», аллея, на которой стоит памятник (в самом центре города) была официально переименована в Аллею Русских Моряков. Тогда же в Мессине был торжественно открыт памятник адмиралу Ушакову.

15

В процессе плавания мы зайдем и в Бизерту и в Мессину. Помимо этого мы посетим Мальту, Пантеллерию, Марсалу и уникальные Эоловы (они же Липарские) острова. Береговая программа запланирована очень насыщенная и интересная, но при этом нам предстоят долгие и серьезные морские переходы, два из которых попадут на одно из самых ветренных мест в Средиземном море — Сицилийский пролив. А значит, надо быть готовым к волне, ночным переходам и сильному ветру. «Бизерта-Мессина» — это один из самых красивых в Средиземном море маршрутов, и при этом очень важное плавание, эмоционально насыщенное. Оно будет интересно тем, кто увлекается историей флота, тем, кто хочет приобщиться к российским морским традициям, и тем, кто просто хочет проверить себя в море в чуть более суровых условиях.

Акватория и логистика

8В сентябре на Сицилии тепло. И даже очень тепло. И на Мальте, и в Тунисе, и на самой Сицилии температура воды доходит до 28-29 градусов, днем на солнце еще откровенно жарко, зато ночь приносит приятную прохладу. Дожди — редкость. Так что по погоде сентябрь — едва ли не оптимальное время для хождения в этих водах. С другой стороны, к югу от Сицилии уже случаются сильные ветра, но мы к ним готовы. Рассказывать долго про местные красоты просто нет сил — Палермо, Марсала, скалы африканского берега, зеленая Пантеллерия, скальный Гозо, великолепная Мальта, Этна, Мессинский пролив с его водоворотами — Сциллой и Харибдой, вулканические Эоловы острова… Про каждое из этих мест можно написать книгу. Поэтому просто поверьте нам — недостатка в красотах не будет! Практически все стоянки запланированы в маринах — на якоре будем стоять разве что на Эоловых островах. Но ночные переходы вполне утолят потребность в тишине и покое.
Стартовать будем в Палермо. Туда же удобнее всего и прилетать. Для финиша у нас запланировано два возможных варианта (в зависимости от погоды и скорости продвижения по маршруту) — собственно, Палермо, и Портороса, из которой до столицы Сицилии можно удобно и быстро добраться на поезде. Помимо Палермо на Сицилии есть еще два аэропорта — в Катании и в Трапани, и они принимают рейсы компаний-лоукостеров. Однако добираться от них до Палермо поездами или автобусами может стать долгим приключением. Палермо стоит того, чтобы посвятить ему пару дней, а потому рекомендуем прилететь чуть заранее или улететь чуть позже завершения плавания и провести какое-то время здесь.

Лодки

2В Бизерту и Мессину мы отправимся на крупных крейсерских лодках (46 — 56 футов).
На этих яхтах есть от четырех до пяти двухместных кают и просторная кают-компания, камбуз (кухня), гальюны (туалеты) и души.
Подробнее об устройстве крейсерской яхты и жизни на ней можно почитать здесь.

Капитаны

Капитанами в данном походе станут Даниил Симанов и Андрей Шарков. Андрей — основатель и президент Русского Крейсерского Клуба и параллельно — один из вдохновителей и (иногда) капитанов «Полветра». Именно Андрей когда-то придумал этот маршрут и дал начало красивой традиции. Даниил — один из двух основателей компании «Полветра», член РКК и участник двух последних плаваний «Бизерта-Мессина» — в 2015 и 2012 годах. И Андрей, и Даниил не только опытные капитаны и фанаты паруса. Оба откровенно «болеют» морской историей и стараются делиться ее моментами с окружающими. С ними данный поход станет путешествием не только в пространстве, но и во времени.

 

Записаться в экипаж!

Маршрут и программа

9Мы стараемся придерживаться составленных заранее планов, однако в море нередко погода и настроение экипажа вносят свои коррективы. А значит, планы вполне могут меняться по ходу плавания. Неизменны лишь точки старта и финиша и те потрясающие эмоции, которое мы получим от процесса. В нашем случае изменения если и будут, то незначительные. А вообще, способность менять планы по ходу – неотъемлемая и даже интересная часть парусного образа жизни.

1 сентября, суббота.
Закупаем еду, принимаем яхты, заселяемся и сразу же отходим — времени расслабляться не будет, а экипажам настоятельно рекомендуется прилететь на место в пятницу вечером (или рано утром в субботу). Идем из Палермо в Торраззо — около 30 миль. Если придем не совсем в ночи, сделаем небольшую понтонную вечеринку — познакомимся экипажами и проговорим планы. Сам Торраззо — небольшой курортный городок с удобной мариной и практически без достопримечательностей.

2 сентября, воскресенье.
Переход из Торраззо в Марсалу, тоже около 30 миль. Сама Марсала знаменита одноименным вином, и винодельня находится в шаговой доступности от марины. Планируем устроить традиционную дегустацию.

3 сентября, понедельник.
Подготовка лодок к оффшорному переходу, выход в сторону Бизерты около 11:00 утра. Дистанция по генеральному курсу — 125 морских миль, и запланированное время прибытия в Бизерту — утро 4го сентября. Шесть лет назад, однако, погода внесла коррективы, и 125 миль превратились в 180 с сильным встречным ветром, и большинство лодок дошло до Бизерты только глубокой ночью.

10

4 сентября, вторник.
Прибытие в Бизерту, оформление входа в Тунис. Вечером — знакомство с городом, встреча с сотрудниками Фонда имени Манштейн-Ширинской. В меру торжественный ужин (в ресторане марины).

5 сентября, среда.
Стоянка в Бизерте. Посещение Белого Мыса — самой северной точки Африки, русской православной церкви Св. Александра Невского и русского кладбища в Бизерте. Вечером — оформление выхода из Туниса.

6 сентября, четверг.
Ночной выход из Бизерты (около 03:00). Переход на Пантеллерию где планируем быть поздно вечером. Ночевка в марине Пантеллерии.

7 сентября, пятница.
Выход с Пантеллерии на Мальту с утра, по возможности рано. Прибытие на Мальту запланировано на утро следующего дня. Возможна встреча яхт на рассвете на острове Гозо в живописной бухте Двейра (два года назад здесь обвалилась уникальная скальная арка на входе в бухту, что усложнило заход — будем смотреть по погоде).
12
8 сентября, суббота.
Заход в Валетту. Знакомство с городом, прогулки, вечером — экскурсия в Мдину — средневековую столицу острова — и общий ужин в одном из ресторанов старого города.

9 сентября, воскресенье.
Свободный день на Мальте — для прогулок, посещения музеев, дозакупок, дозаправки (при необходимости).

10 сентября, понедельник.
Переход с Мальты в Мессину — около 150 морских миль. Мы планируем выходить с утра, чтобы зайти в Мессину в середине следующего дня. 3 года назад сложный встречный ветер заставил нас сделать промежуточную стоянку в Катании, так что и такой вариант мы держим в уме. В Катании, кстати, один из лучших виденных нами рыбных рынков.

11 сентября, вторник.
Заход в Мессину, стоянка в марине в непосредственной близости от памятника русским морякам и центра города. Вечером — экскурсия по городу.

12 сентября, среда.
День стоянки в Мессине. Прогулки по городу, памятные мероприятия. Вечером — ужин в ресторане марины или понтонная вечеринка с кошками (их ну очень много в марине Мессины).

13 сентября, четверг.
С утра — церемония спуска венков на воду в память о погибших моряках. Переход из Мессины на Липарские острова с проходом Мессинского пролива. Стоянка на якоре около острова Стромболи или в марине острова Липари (по погоде).

14 сентября, пятница.
Стартуем ночью в сторону Палермо (80 морских миль), или днем в Портороссу (меньше 30 миль).

15 сентября, суббота.
Сдача лодок. Вечером общий ужин — для тех, кто еще на ночь задержится в Палермо.

16 сентября, воскресенье.
Вылет по домам.

Организаторы

 

Условия участия

13Как уже было сказано выше, «Бизерта-Мессина» является полузакрытым некоммерческим клубным проектом. В свои экипажи мы будем принимать преимущественно тех, кто уже ходил с нами. Новичков берем тоже, но при условии наличия рекомендаций от «своих» — наших друзей и партнеров.

Стоимость участия (за две недели) — 2000 евро с человека.

Традиционно в эту сумму включено все, кроме дороги, а именно:

  • аренда и страховка яхты
  • работа шкипера (в данном случае, это бесплатно)
  • питание и напитки на борту
  • постельное белье
  • финальная уборка лодки внутри и снаружи
  • оплата стоянок по ходу маршрута
  • расходы на топливо и пресную воду

В цену не включены:

  • авиаперелет и трансфер из аэропорта и в аэропорт
  • питание на берегу (по желанию)

Для поездки вам потребуется шенгенская виза, и мы с радостью предоставим вам необходимые документы для её получения. Тунисская виза гражданам России, Украины и Белоруссии не нужна, а въездные документы можно будет оформить на месте.
Наше путешествие не является спортивным мероприятием, а значит, никакой специальной медицинской страховки вам не потребуется, и базовой страховки, действующей в Италии, будет более чем достаточно.

Чтобы записаться на борт, вам достаточно нажать на соответствующую кнопку ниже, заполнить небольшую анкету и внести предоплату в размере 50% стоимости. Подробные инструкции об оплате вы получите по электронной почте сразу после заполнения анкеты.

Записаться в экипаж!

14