Бизерта — Мессина 2020

Учебно-исторический клубный поход флотилии / Сицилия, Тунис и Мальта
Совместно с РКК и Фондом сохранения культурного наследия имени А. Манштейн-Ширинской.

КОРОТКО О ГЛАВНОМ
Акватория: Тирренское, Средиземное и Ионическое моря, Сицилия, Тунис и Мальта.
Даты: 29 августа – 12 сентября 2020 (две недели)
Маршрут: Палермо (Порторосса) – Торраззо – Марсала – Бизерта – Пантеллерия – Мальта – Мессина – Липарские острова – Палермо (Порторосса).
Лодки: Крейсерские яхты от 40 до 54 футов.
Капитаны и инструкторы: Даниил Симанов, Михаил Колманович, Александр Драгони, Андрей Шарков, Андрей Коляда.
Участники со своими экипажами: Дмитрий Рудик, Александр Шер, Евгений Повалишин (список пополняется)
Цена с участника: 1800 евро за две недели плюс регатный сбор 300 евро.
Цена с экипажа: 1000 евро за две недели с лодки, плюс регатный сбор 300 евро с человека.


Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное

Блаженны изгнаны правды ради, ибо их есть Царствие Небесное

В сентябре 2020 года состоится очень важное для нас мероприятие, которого мы традиционно ждем с нетерпением по три года — а в этот раз не выдержали уже после двух. Мы снова отправляемся по самому знаковому маршуту (для нас — точно) в Средиземном море — в пятый исторический поход «Бизерта — Мессина». Наши экипажи участвуют в этом походе (а мы сами — в его организации) уже в четвертый раз, и каждую из предыдущих «Бизерт» мы вспоминаем с особенным чувством. Сложно передать все те эмоции, которые приходится испытать, проходя этим маршрутом — так что мы даже не будем пытаться. Скажем только, что поучаствовать в этом — хотя бы раз — должен каждый, кто связывает свою жизнь с морем и парусом и говорит на русском языке. Ну а для нас «Бизерта — Мессина 2020» — это про возможности, каждая из которых по-своему уникальна. Возможность лишний раз вспомнить — и отдать дань памяти. Возможность пройти красивейшим — частично оффшорным маршрутом, посетив три страны и массу любимых и интересных мест. Возможность провести две недели в кругу единомышленников. И, что, возможно, самое главное, возможность поделиться опытом с чуть более молодыми капитанами, многие из которых учились ходить в море у нас, и теперь хотят попробовать себя в ситуации серьезного моря, ночных переходов и других вызовов.

Присоединиться к нам в этом уникальном приключении можно одним из двух способов:

Первый — записаться в экипаж одной из наших «флагманских» яхт, командовать которой будет один из инструкторов «Полветра». Здесь важно понимать, что мероприятие это клубное, маршрут его далеко не самый простой, а формат — некоммерческий, поэтому мы приглашаем к участию в нем только тех, кто уже ходил с нами в море и понимает, на что идет, собираясь пройти 800 морских миль за две недели. В отдельных случаях мы готовы рассматривать кандидатуры «новичков», но только при наличии рекомендаций со стороны наших друзей.

Второй способ пойти с нами — собрать свою команду и пойти капитаном самостоятельно. Или стать участником одной из таких команд. В этом случае мы поможем вам с лодкой (брать будем скопом, пользуясь групповыми скидками), и будем вас страховать всю дорогу — в формате капитанских брифингов, радио-поддержки, помощи на швартовках, переговорах с таможней и береговой охраной, обеспечением безопасности на берегу (последний два пункта — про Тунис) — и так далее. Ну и, само собой, с нас — очень насыщенная культурная программа.

Мы надеемся собрать под свои флаги в этой «Бизерте» от 5 до 10 лодок — при большем их количестве будет сложно соблюсти необходимую здесь атмосферу.
Плавание «Бизерта-Мессина» носит исторический характер и привязано к двум точкам в пространстве и одной — во времени. Бизерта и Мессина — города, чрезвычанйно важные для истории России и российского флота. К сожалению, о красивых и трагических событиях, связавших их с нашей страной, не принято рассказывать в школах. И этот пробел мы хотим в меру своих сил заполнить — донести до как можно большего количества людей (особенно увлеченных морем) истории мессинского землетрясения и исхода в Бизерту Русской Эскадры, сохранить память об этих событиях. Именно этому посвятила всю свою жизнь Анастасия Манштейн-Ширинская, хранительница традиций русской истории и культуры, «Ангел Русской Эскадры», «Бабушка Русского Флота». Попав в Бизерту маленькой девочкой, она всю жизнь прожила здесь, основав русскую школу, собрав деньги на православный храм и кладбище, создав музей и «Русский Дом», воспитав несколько поколений детей эмигрантов первой волны, которые до сих пор говорят на чистом русском языке. 4 сентября 2020 года исполнится 108 лет со дня рождения Анастасии Андреевны и в этом же году — 100-летие исхода Русского Флота из России — даты нашего похода выбраны не случайно. Скорее всего, мы уже покинем Бизерту к 4-му числу, но по крайней мере мы окажемся там накануне ее Дня Рождения, что тоже знаково.

1

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: БИЗЕРТА

  • 10 ноября 1920 года началась эвакуация Крыма, которой завершилось отступление Белой Армии.
  • 21 ноября 1920 года Императорский флот был реорганизован в Русскую эскадру, состоящую из четырех отрядов. Её командующим был назначен контр-адмирал Михаил Кедров.
  • 1 декабря 1920 года Совет Министров Франции согласился принять Русскую эскадру в военном порту Бизерта (Тунис).
  • Переход Русской эскадры в Бизерту происходил в период с 8 декабря 1920 года по февраль 1921 года. На судах помимо матросов и офицеров флота находилось около 5400 беженцев.
  • Русская община в Тунисе существует до сих пор.
  • Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн (1912–2009 г. г.), старейшина русской общины в Тунисе, свидетельница и участница эвакуации кораблей Черноморской эскадры из Крыма в годы Гражданской войны в России. Анастасия Александровна внесла большой вклад в сохранение исторических реликвий и памяти о Русской эскадре и её моряках.
  • В 2011 году муниципалитет города Бизерты переименовал одну из площадей города, на которой расположен православный храм Св. Александра Невского, и назвал её именем Анастасии Ширинской.
  • В 2012 году, в год столетия Анастасии Александровны (до которого она не дожила совсем немного) Русский Крейсерский Клуб и компания «Полветра» пришли в Бизерту на 9 яхтах, экипажи которых в итоге приняли участие в памятных мероприятиях — в частности, в открытии памятника Анастасии Ширинской.
  • В 2015 и 2018 годах мы еще дважды проходили примерно тем же маршрутом.

… И МЕССИНА

  • 28 декабря 1908 года в 05:20 утра в Мессинском проливе произошло сильнейшее в истории Европы землетрясение, практически полностью уничтожившее Мессину.
  • За одну ночь в Мессине погибло больше 60000 человек, в том числе представители городской администрации.Обвалившиеся дороги не позволяли помощи подойти по берегу.
  • Первыми на сигнал бедствия откликнулись корабли Гардемаринского отряда Балтийского Флота России, которые, не дожидаясь разрешения из Петербурга, на свой риск вошли в гавань города. Русские моряки организовали разбор завалов, эвакуацию раненых, еду для оставшихся без крова, а также обеспечили порядок в захваченном мародерами городе.
  • В современной Мессине практически в каждой семье кого-то из предков спасли русские моряки.
  • В 2012 году в Мессине был установлен памятник Русским морякам.
  • В 2013 году, после визита в Мессину флотилии Русского Крейсерского Клуба и «Полветра», аллея, на которой стоит памятник (в самом центре города) была официально переименована в Аллею Русских Моряков. Тогда же в Мессине был торжественно открыт памятник адмиралу Ушакову.

В процессе плавания мы зайдем и в Бизерту, и в Мессину. Помимо этого мы посетим Мальту, Пантеллерию, Марсалу и уникальные Эоловы (они же Липарские) острова. Береговая программа запланирована очень насыщенная и интересная, но при этом нам предстоят долгие и серьезные морские переходы, два из которых попадут на одно из самых ветренных мест в Средиземном море — Сицилийский пролив. А значит, надо быть готовым к волне, ночным переходам и сильному ветру. «Бизерта-Мессина» — это один из самых красивых в Средиземном море маршрутов, и при этом очень важное плавание, эмоционально насыщенное. Оно будет интересно тем, кто увлекается историей флота, тем, кто хочет приобщиться к российским морским традициям, и тем, кто просто хочет проверить себя в море в чуть более суровых условиях.

Акватория и логистика

В сентябре на Сицилии тепло. И даже очень тепло. И на Мальте, и в Тунисе, и на самой Сицилии температура воды доходит до 28-29 градусов, днем на солнце еще откровенно жарко, зато ночь приносит приятную прохладу. Дожди — редкость. Так что по погоде сентябрь — едва ли не оптимальное время для хождения в этих водах. С другой стороны, к югу от Сицилии уже случаются сильные ветра, но мы к ним готовы. Рассказывать долго про местные красоты просто нет сил — Палермо, Марсала, скалы африканского берега, зеленая Пантеллерия, скальный Гозо, великолепная Мальта, Этна, Мессинский пролив с его водоворотами — Сциллой и Харибдой, вулканические Эоловы острова… Про каждое из этих мест можно написать книгу. Поэтому просто поверьте нам — недостатка в красотах не будет! Практически все стоянки запланированы в маринах — на якоре будем стоять разве что на Эоловых островах. Но ночные переходы вполне утолят потребность в тишине и покое.

Стартовать (и финишировать) будем в Палермо или Порторосе (туда из столицы удобно и сравнительно быстро добираться на поезде) — в зависимости от того, где нам предложат лучшие варианты с яхтами. Туда же удобнее всего и прилетать. Помимо Палермо на Сицилии есть еще два аэропорта — в Катании и в Трапани, и они принимают рейсы компаний-лоукостеров. Однако добираться от них до Палермо поездами или автобусами может стать долгим приключением. Палермо стоит того, чтобы посвятить ему пару дней, а потому рекомендуем прилететь чуть заранее или улететь чуть позже завершения плавания и провести какое-то время здесь.

Лодки

В Бизерту и Мессину мы отправимся на крупных крейсерских лодках (45 — 55 футов).

На этих яхтах есть от четырех до пяти двухместных кают и просторная кают-компания, камбуз (кухня), гальюны (туалеты) и души.

Подробнее об устройстве крейсерской яхты и жизни на ней можно почитать здесь.

Тем, кто собирает свои команды, мы также не рекомендуем брать лодки меньше 45 футов — по соображениям комфорта, экономической сообразности и логистики (желательно, чтобы крейсерская скорость у всех участников была примерно одинаковой).

Капитаны

Капитанами и инструкторами в данном походе станут Даниил Симанов, Александр Драгони, Михаил Колманович, Андрей Шарков. Андрей — основатель и президент Русского Крейсерского Клуба и параллельно — один из вдохновителей и (иногда) капитанов «Полветра». Именно Андрей когда-то придумал этот маршрут и дал начало красивой традиции. Даниил и Михаил — основатели компании «Полветра», в прошлом — члены РКК и участники трех последних плаваний «Бизерта-Мессина» — в 2012, 2015 и 2018 годах. Александр с «Полветра» практически с момента основания компании, и является едва ли не самым опытным капитаном в нашей компании. Все четверо — не только опытные капитаны и фанаты паруса. Они откровенно «болеют» морской историей и стараются делиться ее моментами с окружающими. С ними данный поход станет путешествием не только в пространстве, но и во времени.

Записаться в экипаж!

Маршрут и программа

9Мы стараемся придерживаться составленных заранее планов, однако в море нередко погода и настроение экипажа вносят свои коррективы. А значит, планы вполне могут меняться по ходу плавания. Неизменны лишь точки старта и финиша и те потрясающие эмоции, которое мы получим от процесса. В нашем случае изменения если и будут, то незначительные. А вообще, способность менять планы по ходу – неотъемлемая и даже интересная часть парусного образа жизни.

Внимание! Маршрут расписан для выхода из Палермо. В случае (маловероятном) переноса старта в Портороссу отдельные детали будут пересмотрены, но по факту маршрут просто подвинется на один день.

29 августа, суббота.
Закупаем еду, принимаем яхты, заселяемся и сразу же отходим – времени расслабляться не будет, а экипажам настоятельно рекомендуется прилететь на место в пятницу вечером (или рано утром в субботу). Идем из Палермо в Торраззо – около 30 миль. Если придем не совсем в ночи, сделаем небольшую понтонную вечеринку – познакомимся экипажами и проговорим планы. Сам Торраззо – небольшой курортный городок с удобной мариной и практически без достопримечательностей.

30 августа, воскресенье.
Переход из Торраззо в Марсалу, тоже около 30 миль. Кто не успеет выйти из Палермо в субботу, тот рано утром будет стартовать напрямик сюда, чтобы в марине Марсалы догнать остальной флот. Сама Марсала знаменита одноименным вином, и винодельня находится в шаговой доступности от марины. Планируем устроить традиционную дегустацию.

31 августа, понедельник.
Подготовка лодок к оффшорному переходу, выход в сторону Бизерты около 11:00 утра. Дистанция по генеральному курсу – 125 морских миль, и запланированное время прибытия в Бизерту – утро 1го сентября.

1 сентября, вторник.
Прибытие в Бизерту, оформление входа в Тунис. Вечером – знакомство с городом, встреча с сотрудниками Фонда имени Манштейн-Ширинской. В меру торжественный ужин (в ресторане марины).

2 сентября, среда.
Стоянка в Бизерте. Посещение Белого Мыса – самой северной точки Африки, русской православной церкви Св. Александра Невского и русского кладбища в Бизерте. Вечером – оформление выхода из Туниса.

3 сентября, четверг.
Ночной выход из Бизерты (около 03:00). Переход на Пантеллерию где планируем быть поздно вечером. Ночевка в марине Пантеллерии.

4 сентября, пятница.
Выход с Пантеллерии на Мальту с утра, по возможности рано. Прибытие на Мальту запланировано на утро следующего дня. Возможна встреча флота и купание на рассвете на острове Гозо в живописной бухте Двейра (четыре года назад здесь обвалилась уникальная скальная арка на входе в бухту, что усложнило заход – будем смотреть по погоде).

5 сентября, суббота.
Заход в Валетту. Знакомство с городом, прогулки, вечером – экскурсия в Мдину – средневековую столицу острова – и общий ужин в одном из ресторанов старого города.

6 сентября, воскресенье.
Свободный день на Мальте – для прогулок, посещения музеев, дозакупок, дозаправки (при необходимости).

7 сентября, понедельник.
Переход с Мальты в Мессину – около 150 морских миль. Мы планируем выходить с утра, чтобы зайти в Мессину в середине следующего дня. Возможна промежуточная остановка в Катании или одной из марин поблизости – в случае непогоды.

8 сентября, вторник.
Заход в Мессину, стоянка в марине в непосредственной близости от памятника русским морякам и центра города. Вечером – прогулка/экскурсия по городу.

9 сентября, среда.
День стоянки в Мессине. Прогулки по городу, памятные мероприятия. Вечером – общий ужин в ресторане или понтонная вечеринка с кошками (их ну очень много в марине Мессины).

10 сентября, четверг.
С утра – церемония спуска венков на воду в память о погибших моряках. Переход из Мессины на Липарские острова с проходом Мессинского пролива. Стоянка на якоре около острова Стромболи или в марине острова Липари (по погоде).

11 сентября, пятница.
Стартуем ночью в сторону Палермо (80 морских миль).

12 сентября, суббота.
Сдача лодок. Вечером общий ужин – для тех, кто еще на ночь задержится в Палермо.

13 сентября, воскресенье.
Вылет по домам.

Организаторы

 

Условия участия

Индивидуальное участие

Как уже было сказано выше, “Бизерта-Мессина” является полузакрытым некоммерческим клубным проектом. В свои экипажи мы будем принимать преимущественно тех, кто уже ходил с нами. Новичков берем тоже, но при условии наличия рекомендаций от “своих” – наших друзей и партнеров.

Стоимость участия (за две недели) – 2100 с человека (1800 плюс 300 регатного сбора)

Традиционно в эту сумму включено все, кроме дороги, а именно:

  • аренда и страховка яхты
  • работа шкипера
  • питание и напитки на борту
  • постельное белье
  • финальная уборка лодки внутри и снаружи
  • оплата стоянок по ходу маршрута
  • расходы на топливо и пресную воду
  • (!!!) Регатный сбор (300 евро), из которого будут оплачены форменная одежда, флаги, общие ужины в ресторанах, экскурсии и трансферы.

В цену не включены

  • авиаперелет и трансфер из аэропорта и в аэропорт
  • питание на берегу (кроме общих ужинов — по желанию)
Командное участие

Мы будем очень рады видеть экипажи своих учеников и друзей в столь важном для нас мероприятии. Условия командного участия предельно просты. За участие каждый экипаж должен будет внести:

  • 1000 евро с команды организационного сбора. Каждая команда получит в итоге помощь на стадии бронирования лодки (а также скидку, которая, скорее всего, перекроет данную сумму) и сопровождение и поддержку на маршруте в виде капитанских брифингов, консультаций по рации, помощи при швартовках и возможности на любой переход взять на борт опытного инструктора в качестве подстраховки.
  • 300 евро с человека регатного сбора, из которого будут оплачены форменная одежда, флаги, общие ужины в ресторанах, экскурсии и трансферы.

При этом выбор лодки, набор экипажа и расходы на судовую кассу остаются на усмотрение капитана и экипажа.

Для поездки вам потребуется шенгенская виза, и мы с радостью предоставим вам необходимые документы для её получения. Тунисская виза гражданам России, Украины и Белоруссии не нужна, а въездные документы можно будет оформить на месте.

Наше путешествие не является спортивным мероприятием, а значит, никакой специальной медицинской страховки вам не потребуется, и базовой страховки, действующей в Италии, Тунисе и на Мальте, будет более чем достаточно.

Чтобы записаться на борт, вам достаточно нажать на соответствующую кнопку ниже, заполнить небольшую анкету и внести предоплату в размере 50% стоимости. Подробные инструкции об оплате вы получите по электронной почте сразу после заполнения анкеты.

Записаться в экипаж!