15.12.2014
15 Дек 2014

Ост-индийская голландская компания. Про судьбы кораблей.

Шарков, Бизерта

Мы продолжаем публиковать воспоминания Андрея Шаркова о плавании «Капли Датского Короля», которое мы провели в Голландии в сентябре 2012 года. Еще одной знаковой остановкой на нашем маршруте был остров Тессел — крупнейший и наиболее населенный в цепочке Фризских островов. Остров знаменит и интересен многим, но сегодня речь пойдет о располагавшейся здесь базе могущественной Голландской Ост-Индийской Компании. И том, как скурпулезно и бережно голландцы хранят память о тех временах, не забывая буквально ни один корабль из тех, что отправлялись некогда отсюда в самые разные уголки мира.

Итак, еще один фрагмент воспоминаний Андрея о том плавании:

 

Это все по впечатлениям по нашему плаванию «Капли датского короля».
На юге острова Тессела есть городок Одесхилд («Старый щит»). Известен он с древнейших времен благодаря голландской ост-индийской компании, которая выбрала именно это место, сюда приходили ее корабли из своих труднейших рейсов, на рейде города их перегружали на плоскодонные баржи и потом драгоценный груз пряностей доставлялся для продажи в Амстердам. Откуда он уже расходился по всей Европе. Сейчас в Одесхилд есть один забавный музей, называется «Музей кораблекрушений». Именно как раз забавный, и чрезвычайно забавный, потому что экспозиция музея состоялась благодаря одному местному психу, абсолютному шизику!, но вообще про музей я хотел бы рассказать чуть позже, а сейчас про одну меленькую его часть.
[lts_frame type=»lifted» align=»center» title=»Новое здание музея кораблекрушений»]http://polvetra.ru/wp-content/uploads/2013/11/VOC_1.jpg[/lts_frame]


Один зал музея посвящен огромному куску голландской и, скорее, общеевропейской, истории — той самой Ост-индийской компании, которая много чего дала нашему современному миру.
[lts_frame type=»lifted» align=»center» title=»Корабли на рейде Тессела 300 лет назад»]http://polvetra.ru/wp-content/uploads/2013/11/VOC_2.jpg[/lts_frame]
И вот, что меня «торкнуло» здесь больше всего…
Есть здесь одна совсем небольшая комнатка, где на стенах в алфавитном порядке приведены названия судов, которые когда-либо стояли на рейде Тессела под перегрузкой или при подготовке к рейсу. Бюрократический аппарат в Ости-индийской компании работал безукоризненно, так что под этими строчками вполне конкретная архивная информация. На эту комнатку обратил внимание Даня.
[lts_frame type=»lifted» align=»center» title=»«Список кораблей»»]http://polvetra.ru/wp-content/uploads/2013/11/VOC_3.jpg[/lts_frame]
Жутковато читать эти строчки на стенах, потому очень часто после даты отхода корабля от Тесслы нет даты прихода. Потому что корабль не вернулся. Потому что не смог вернуться. То есть, скорее всего, попросту затонул. Например, старый «Додрехт» поднял якорь в июне 1600 года, и поднял навсегда, больше не вернулся. Его тезке, ходившему по заданию компании без малого два века позже, куда больше повезло, он совершил три рейса. И обратите внимание, на время, которое проводили моряки в море! Года полтора, как минимум, и это уже в «золотой век паруса»… И так заканчивали свое существование абсолютное большинство кораблей компании! Вместе с экипажами, разумеется.
[lts_frame type=»lifted» align=»center» title=»Четыре рейса «Дордрехта»»]http://polvetra.ru/wp-content/uploads/2013/11/VOC_4.jpg[/lts_frame]
Читать эти списки можно было бесконечно долго. И признаюсь, вышел из этой комнатки немного пришибленным…

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий